ЮЛИЯ ИШИМОВА
Известная всему миру как революционная художница-авангардистка, первая женщина, удостоившаяся персональной выставки в парижском Лувре, создательница «симультанного» платья, перевернувшего мир моды XX века, Соня Делоне появилась лишь в 1910 году – после замужества с Робером Делоне – не менее талантливым (многие искусствоведы и историки моды до сих пор спорят, чье влияние было сильнее) художником-абстракционистом. Свою увлекательную и полную открытий жизнь она начала под именем Сара Штерн.
Родившаяся в Российской империи в еврейской семье, Сара в довольно раннем возрасте осталась сиротой. Однако ее детство сложно назвать унылым и безрадостным – после смерти родителей девочку отправили в Петербург к дяде по материнской линии адвокату Анри Терку, от которого она получила свое новое имя – Соня Терк. Маленькая Соня попала в совершенно иной мир: театры, классическая литература, интеллектуальное общество и, конечно, живопись. Новая семья активно занималась всесторонним образованием племянницы и регулярно отправляла ее в небольшие поездки по Европе.
В гимназии впервые заметили художественный талант Сони, что решительно подтвердил учитель рисования и настойчиво рекомендовал отправить девушку в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Утомительные и чересчур теоретические занятия не давали большого результата. И она решила, что единственное подходящее место для современного художника –передовой Париж. После двух лет обучения в Германии Соня поступила в парижскую Академию Ла Палетт. Но быстро сменила парту и учебники на музеи и картины. По мнению художницы, Гоген, Ван Гог, Руссо и Матисс, на чьи работы она регулярно смотрела в парижских музеях и чье влияние навсегда отразилось в ее творчестве, дали ей гораздо больше, чем ее преподаватели Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан и Дюнуайе де Сегонзак.
В 1908 году девушка вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста – Вильгельма Уде. Брак, распавшийся через два года, однако, не был неудачным. Очевидно фиктивный, он принес молодой художнице первую славу – Уде знакомил ее со знаменитыми галеристами и деятелями искусства, что начинающему мастеру было как никогда на руку. К тому же, бывший (на тот момент настоящий) муж познакомил ее с Робером Делоне, любовь с которым продлилась всю ее жизнь и породила удивительный союз художников, чье искусство позже проникло практически во все сферы жизни общества и перевернуло его сознание.
По ошибочному мнению многих, именно Робер сотворил ту Делоне, которую впоследствии обожал весь мир. На самом деле, к моменту их знакомства Соня уже написала свои первые известные картины: «Филомена», «Спящая девушка» и «Ню в желтом цвете». Можно бесконечно спорить о степени взаимного влияния супругов, но лучше всего об этом сказала сама художница: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Общими поисками и усилиями Робер и Соня дали начало новому направлению – симультанизм (от латинского термина simul – вместе, одновременно) – «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами художники описывали его так: «Это изображение движения цвета в свете». Из-под кистей супругов рождались концентрические цветные круги – гипнотические, пульсирующие, динамичные, словно излучающие свет. Позже писатель Гийом Аполлинер сравнил магнетические полотна семьи Делоне с завораживающей музыкой древнегреческого Орфея, дав распространение новому термину – «орфизм».
За два года до появления симультанизма Соня и Робер стали родителями мальчика Шарля, которому, по словам Делоне, она обязана своим успехом. «Однажды у меня возникла идея сшить для моего только что родившегося сына одеяло из кусочков ткани, подобных тем, что я видела в домах крестьян у себя на родине. Итоговый результат напомнил мне работы кубистов», - рассказывала художница. Сшитое в 1911 году и определившее вектор новых экспериментов в творчестве, оно до сих пор хранится в Музее современного искусства в Париже. А в 1913 году Соня произвела настоящий фурор, появившись на публике в так называемом «симультанном» платье.
Художница все больше уходит в дизайн, уступая мужу первенство в живописи. Господствовавшие в 1910-е демонстративно-изящный ар-нуво и Поль Пуаре с его нарочитой яркостью и декоративностью, всевозможными перьями и блестками, свойственными эпохе экзотического декаданса, казались Делоне бессмысленным и просто-напросто неудобными для современной жизни. Зародившееся в то же время движение за женскую эмансипацию полностью отвечало ощущениям художницы – она стремилась создать актуальную одежду для становившейся независимой женщины XX века, объединяющей в себе практичность и уникальный дизайн.
Вынужденная сбежать вместе с мужем от Первой мировой войны, Делоне продолжила свой путь в моде под руководством другого гения с русскими корнями – великий импресарио Сергей Дягилев пригласил ее работать над костюмами для балетной постановки «Клеопатра». С его помощью она открыла свой первый Дом моды Casa Sonia в Мадриде и позже – в 1921 году – Delaunay в Париже.
Делоне создает минималистичные пальто, платья и юбки прямого кроя, топы и накидки с геометрическим принтом – каждое изделие наполнено духом времени и поражает своей исключительностью. Она полностью отказалась от излишней декоративности, отдав предпочтение незамысловатому, лаконичному крою, насыщенным оттенкам и сложным цветовым сочетаниям, нашедшим свое отражение в бунтующих 60-х. Ткань стала для нее холстом, а модели – картинами. «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете», - говорила о своем творчестве сама художница. Робер с восхищением наблюдал за тем, что создает его жена: «Симультанная мода Сони отражает современное искусство и архитектуру, стремительный эргономичный дизайн автомобилей и самолетов. Она создает ткани и вещи, ориентируясь на эпоху, которая только должна наступить».
В 1925 году Соня приняла участие в парижской Выставке декоративных искусств, представив многочисленные результаты своего творчества: от одежды с «симультанными» принтами и вручную вышитых ковров до машин с ее авторским дизайном – это стало важным этапом в ее карьере. Безапелляционный успех и звание ведущей представительниц ар-деко. После этого события ее революционное «оптическое» платье оказалось на обложке авторитетного лондонского Vogue. Великая депрессия, обрушившаяся на мир в конце 20-х, вынудила Делоне закрыть собственные бутики и вновь полностью обратиться к живописи. Однако холстам она опять предпочла ткани – Соня работает под маркой Tissus, клиентами которого были бутик Metz & Co и универмаг Liberty, ателье модных Домов Chanel и Lanvin.
Спор о визионерстве Делоне кажется совершенно абсурдным, стоит лишь посмотреть недавние показы современных брендов. Грубые размашистые мазки насыщенной густой краски у Celine в весенней коллекции 2014 года; принтованные жакеты, объемные юбки и шорты Dsquared2 и гипертрофированные округлые аппликации Junya Watanabe в сезоне Spring 2015, явно цитирующие работы художницы.
А молодой дизайнер Шарль де Вильморен, недавно возглавивший модный Дом Rochas, взял за основу своих укороченных жакетов работу Делоне – «Алфавит». «Я люблю эту художницу. Меня вдохновляет ее прямое, настойчивое послание», - сказал дизайнер после шоу.
Соня Делоне стала известна благодаря не только своему узнаваемому стилю в живописи, но и распространению мнения о том, что мода должна быть удобной и одновременно, в хорошем смысле, шокирующей эстетическое восприятие. Она была прекрасным примером женщины своей эпохи – прогрессивной, смелой, не скрывающей своей силы и желания удивлять и восхищать, сделала такими своих современниц и продолжает вдохновлять потомков.
photo credit: Internet