При заказе товаров от 8.900₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Михаил Грибов. Возрождение балов

ОЛЬГА КИСЛЯКОВА

В Петербурге развитие танцевальной культуры является одним из главных направлений. Традиция проведения балов во времена царской династии эволюционировала и приобрела современную форму. Сегодня жители города могут прочувствовать настроение и погрузиться в атмосферу светских балов. О том, как зарождалась идея их проведения, мы спросили у ведущего танцмейстера России и президента Международной ассоциации балов Михаила Грибова.

ABOUT

Михаил Грибов

I

персоналии

О.: Михаил, вы ведущий танцмейстер России и президент Международной ассоциации балов. Интересно узнать ваш путь. Что сподвигло погрузиться вас в мир танца?

 

М.: Все началось, когда мне было шесть лет. Моя мама отвела меня во Дворец пионеров на конкурс по бальным танцам. Впечатлившись увиденным, я в тот же вечер попросил ее отвезти меня в танцевальный кружок. С тех пор вот уже 33 года я живу в мире танца и очень счастлив от этого. Для меня честь представлять нашу страну в культурной жизни современных балов по всему миру. 

 

О.: Как вам пришла идея возрождать культуру балов в Петербурге?

 

М.: С моей супругой Юлией Грибовой мы уже много лет занимаемся развитием культуры танцевального отдыха в Санкт-Петербурге. Бал — это идеальная форма его торжественного проявления. Поскольку у нас уже была школа танцевального отдыха для взрослых людей, то мы стали организовывать балы в нашем городе. Нам хотелось, чтобы бал считался не просто вывеской, а был наполнен идеей, содержанием, смыслами и пользой для общества. Мы искали единомышленников в этом направлении в нашей стране, но все пути вели в Вену. В опыте и знаниях профессиональных танцмейстеров мы нашли опору по работе с этой формой. Объясняется это просто: в Вене традиция балов особо не прерывалась, как в нашей стране (только с 1939 по 1955 год) и эволюционировала совместно с контекстом времени, сохранив самое ценное. 

Фото: Кристина Москвина

На протяжении нескольких лет мы проделали огромную работу, что помогло сформировать собственную идею современного мероприятия, уникальную программу, не имеющую аналогов во всем мире. Благодаря этому наш бал в Санкт-Петербурге вышел на мировой уровень и встал в ряд с известными балами Вены, Парижа, Нью-Йорка, Дрездена. В нашей стране нужно не форму балов возрождать, а создавать содержание этой формы, соответствующее контексту сегодняшнего времени. Опорой этого должны быть ключевые ценности людей, которые поддерживали жизнь, начиная с петровских ассамблей и заканчивая последними дореволюционными балами в нашей стране. Важна работа с ценностями и духовно-нравственными ориентирами.

 

О.: Расскажите про ваш первый визит на бал в Вене. Как вам удалось попасть на него? 

 

М.: Первый бал в Вене оставил очень яркое впечатление на всю жизнь. Это был бал старейшей действующей танцевальной школы Европы «Эльмар», названный в честь семьи владельцев. Контактом любезно поделился мой друг, ведущий программы «Танцующая планета» на телеканале «Моя планета» Александр Пухов. У него как раз есть передача на эту тему в Вене. Искренне рекомендую посмотреть. 

Фото: Андрей Рыхвальский

О.: Какое впечатление он произвел на вас? Возможно, вы переняли традиции для организации собственных проектов?

 

М.: Два впечатления, которые, наверное, повлияли на наше решение в организации балов в России. Первое — это танец дебютантов в начале бала. Танец — как обряд посвящения молодежи во взрослую жизнь, инициация и как дань опыту старших поколений. Второе — две тысячи взрослых семейных пар, гармонично танцующих в свое удовольствие. Именно тогда мы увидели значимость танцевальной культуры в жизни людей. В Вене мы нашли эталон понятия классический бал, что стало опорой в формировании своего видения. В целом масштаб и формат всех основных балов впечатляет. Его форма живет как культурная традиция, адаптированная к современным реалиям. Она является неотъемлемой частью образа жизни людей не только в Вене, но и во всей Австрии. 

 

О.: Ваши светские танцевальные мероприятия больше похожи на современную интерпретацию или вы обращаетесь к традиционному формату, присущему романовской эпохе?

 

М.: Мы специализируемся на создании современных светских событий. Как я уже говорил, мы активно работаем с формой бала и делаем все, чтобы она звучала актуально и приносила пользу людям, улучшая качество их жизни. Учитываем тот аспект, что в каждый исторический промежуток времени бал имел свою смысловую нагрузку, отражая культурные, политические и социальные процессы. Мы создаем современную семантику формы бала, опираясь на идею путешествия по музыкальным и танцевальным направлениям, знакомим гостей с их основными традициями. 

 

В связи с этим на базе Международной ассоциации балов мы создали образовательный центр по обучению преподавателей в области социальных танцев для создания культуры современных балов и роста танцевального отдыха.

Фото: Кристина Москвина

О.: Бал — это торжественное костюмированное событие со своим настроением и историей. Что помогает вам погрузить людей в эту атмосферу? С чего начинается подготовка? 

 

М.: Когда мы говорим про современный бал, то подразумеваем событие с праздничной формой одежды. Эталоном является смокинг у кавалера и вечернее платье полной длины у дамы. Приветствуется креативный образ тоже, если это указано в приглашении. Это является первым фактором погружения в атмосферу праздника музыкальной и танцевальной культуры и искусства. Вторым — общие знания правил поведения на балу — этикет, характерный для нашего времени, а не для эпохи Людовика XIV, например. Для посещения мероприятия достаточно познакомиться с азами светских и танцевальных правил. Третьим — конечно же, умение танцевать. За 5–15 уроков можно освоить суть танцев с музыкальным сопровождением, которое играет на современных балах, — венский вальс, танго, свинг, фокстрот, ча-ча-ча, сальса — целое путешествие по танцевальному миру.

 

Но даже если нет опыта и времени на подготовку, то это не проблема. Можно смело идти на бал в соответствии с дресс-кодом. Ведь там есть человек в роли танцмейстера, который является ключевой фигурой — проводником в мир музыки и танца. Он знакомит всех гостей с основными танцевальными традициями, актуальными сегодня. Танцуют все, даже гости без опыта.

 

 

Продолжение интервью читайте в печатном номере GREY CHIC Magazine №4