ОЛЬГА МАЛИНОВСКАЯ
ЮЛИЯ ФИЛИППОВА
Многогранность, новаторство и филигранность — пожалуй, именно этими словами можно охарактеризовать деятельность удивительного петербургского бренда Anna Nova. Сегодня мы затронем два, казалось бы, таких разных направления, как ANNA NOVA Jewelry (петербургская ювелирная мастерская, где с уважением к традициям прошлого создаются уникальные произведения камнерезной пластики) и ANNA NOVA Gallery (галерея современного искусства). Оба проекта развиваются в Петербурге под руководством — Анны Бариновой, чье имя легло в основу холдинга. Мы встретились с Анной, чтобы поговорить о том, как ей удается совмещать традиции и новаторство и создавать на их основе интересные проекты и коллаборации, принимая и трансформируя накопленный опыт.
ABOUT
Анна Баринова
|
персоналии
Фото: Манина Чирскова
О.: Под брендом Anna Nova существуют два, казалось бы, разных направления — это Anna Nova Jewelry (петербургская ювелирная мастерская, где создаются уникальные произведения камнерезной пластики) и Anna Nova Gallery (галерея современного искусства). Расскажите, как так вышло, что такие непохожие бренды объединены и есть ли между ними какая-то взаимосвязь либо они полностью самодостаточны?
А.: Я думаю, что разноплановость этих направлений отражает мой характер. Я всегда была любознательна, но это зачастую мешало сфокусироваться на чем-то одном. С детства я была увлечена музыкой, разными видами спорта и традиционными техниками ремесла: макраме, плетением коклюшками. У меня было безграничное желание познавать мир вокруг. Я часто размышляла о смысле жизни, особенно по утрам, когда просыпалась на восьмом этаже высотки, где мы жили с родителями. Мир казался таким огромным и непознанным — это вдохновляло.
О.: Почему ваш бренд называется Anna Nova? Есть ли за этим какая-то история?
А.: С самого детства я мечтала выступать на музыкальной сцене. Мне нравились Анна Герман, Юрий Антонов, Modern Talking. В подростковом возрасте начала слушать Sting и Phil Collins, Pearl Jam, Guns N’ Roses, R.E.M. Я всегда отличалась особым артистизмом, доставшимся мне по отцовской линии. Папа занимался вокалом и музыкой, даже будучи на службе в армии. У моей двоюродной сестры творческая профессия, дядя — художник. Дедушка в свое время занимался дизайном выставочных пространств в Москве и Санкт-Петербурге. С другой стороны, в семье были биологи, экономисты и военные. Несмотря на финансово-экономическое образование, постепенно музыка стала занимать все мое время, и я решила основать собственную группу, которой посвятила десять лет жизни. Так как на меня произвело сильное впечатление творчество певицы Анны Герман, какое-то время я называла себя ее именем, что казалось мне довольно логичным, ведь мое отчество Германовна. Но впоследствии стало понятно, что нужно найти нечто свое, непохожее на других. Я обратилась за помощью к друзьям, и мы начали думать вместе. Конечно, вначале не обошлось без шуток — в какой-то момент мой приятель сказал: «Ань, у тебя фамилия по мужу БариНОВА. Значит будешь Анна НОВА. Прекрасное итальянское звучание, схожее с твоими качествами: ты всегда стремишься познавать новое и готова к экспериментам». Это был идеальный вариант. Со временем этот творческий псевдоним перерос в бренд. Сегодня под этим именем существует наш семейный холдинг — NOVA GROUP, где мы развиваем несколько направлений, в том числе спортивные и культурные проекты. Все происходило очень органично и легко. Это сейчас люди перед тем, как начать какой-либо бизнес, продумывают план, пытаясь определить миссию и целевую аудиторию. Однако 20 лет назад я начинала свой творческий путь на чистом энтузиазме. Мною двигала огромная любовь и желание изменить мир.
Фото: Марина Чирскова
О.: Почему вы решили завершить музыкальную карьеру?
А.: На мое становление во многом повлияли Виктор Цой и группа «Кино». Однажды в Петербурге в галерее KGallery проходила выставка, посвященная Виктору Цою. Я успела на нее в самый последний день — там уже начался демонтаж. Пройдясь по экспозиции, еще раз осознала масштаб личности Виктора Цоя и его влияние на меня. Я довольно часто думала о его жизни и творчестве. До сих пор время от времени слушаю его песни и пересматриваю фильмы с его участием. На мой взгляд, Виктор Цой — настоящий гений. Он оставил огромный след в истории русского рока и занял значимое место в моем сердце. Помимо музыки, Цой был художником, работал с живописью, графикой, деревом и камнем. На бессознательном уровне это нашло во мне отражение, и моя творческая деятельность стала шире. Так параллельно со сценической деятельностью мы начали развивать ювелирный дом и галерею искусства, поэтому в какой-то момент моя музыкальная карьера отошла на второй план. Мне стало трудно совмещать несколько направлений. В 2013 году все же пришлось сделать выбор. Я решила оставить группу и сфокусироваться на том, к чему больше лежит моя душа и где я могу принести большую пользу — помогать талантливым людям творить и самореализовываться. К счастью, муж меня поддержал. Мы с Олегом всегда были и остаемся на одной волне.
О.: Ювелирный дом Anna Nova Jewelry вы основали почти 20 лет назад, но, как мы знаем, вы решили спасти работы и наследие петербургского камнерезного искусства. Не могли бы рассказать об этом поподробнее?
А.: Эта история началась еще, когда я училась университете. Муж моей сестры, работавший в ювелирной сфере, предложил мне съездить на выставку камнерезных миниатюр мастеров Петербурга. Это уникальные вещи — никакие слова не смогут передать их красоту. Очутившись среди этих шедевров, я словно попала в другой мир. В стране тогда был тяжелый период, и казалось, будто все вокруг рушится. Менялась эпоха, взамен устоявшейся идеологии пришли новые ценности, которые сильно отличались от старого уклада. Поколение моих родителей было буквально раздавлено. Но там, в небольшой галерее на Васильевском острове, я ощутила надежду, благодаря людям, которые имели в себе силы нести в мир истинную красоту. Работать с таким прочным материалом, как камень, сложно. Особенно непросто создавать из него утонченные, филигранные произведения. Это была любовь с первого взгляда. Я поняла, что хочу быть сопричастной к развитию камнерезного искусства. Тот момент стал отправной точкой моего пути к созданию ювелирного дома. В 2003 году мы обсуждали вопрос сотрудничества с руководителем мастерской «Школа камнерезного искусства». Осуществить задуманное не получилось, но впоследствии мы вернулись к этой идее, нашли мастеров, помещение под новую мастерскую и начали работать. Нас мотивировало то, что мы даем людям возможность творить, экспериментировать и делать масштабные проекты. Это и стало началом ювелирного дома Anna Nova. Дальше мы захотели создать свою коллекцию, найти идентичность нашего бренда и свой собственный почерк. Если говорить про нашу особенность, это глубина мышления и открытость к экспериментам. Желание добиться максимального эффекта в союзе традиций и современности. Амбициозный замах, желание создавать небанальные произведения, постоянный поиск чего-то нового — это у нас в крови. Именно этот синтез сформировал нашу идентичность, которая легла в основу бренда.
Фото: Марина Чирскова
О.: С какими сложностями вы столкнулись, основывая ювелирный дом и сохраняя эту традицию?
А.: Я предпочитаю говорить не о сложностях, а об особенностях. Мы смогли создать команду и объединить людей в слаженный коллектив, где все чувствуют себя комфортно. Ювелирный дом Anna Nova стал одним из первых, кто начал добавлять золото и серебро в работы. Сложность в том, что изделие из камня может выполнить один человек, но произведение с добавлением драгоценных металлов — это симбиоз двух видов искусства и тандем нескольких ювелиров. Также не каждый ювелирный дом может похвастаться собственной коллекцией. Но, на наш взгляд, важно сохранять у себя хотя бы по одному экземпляру нового изделия, чтобы отслеживать историю камнерезной пластики.
О.: Анна, расскажите, кто стоит за непосредственным созданием изделий ювелирного дома?
А.: Я рада представить Роберта Мельникова — главного художника Anna Nova Jewelry. Он не работает напрямую с камнем, но генерирует идеи и образы. Его уникальное чувство композиции позволяет ему смотреть на произведение более глобально. Несмотря на то что Роберт не создает изделия самостоятельно, он все равно участвует в процессе создания от начала до самого конца.
О.: Роберт, получается, вы словно дирижер оркестра. Поделитесь, как вы пришли в ювелирное дело?
Р.: Я окончил факультет «Дизайн интерьера» Академии Штиглица. При обучении, помимо художественных дисциплин, делался серьезный упор на конструирование и решение конструкторско-инженерных задач. С детства любил лепить, занимался резьбой по дереву, но потом меня увлекла работа с металлом. Волею судеб оказавшись в ювелирном доме Анны, я понял, что для меня видеть и анализировать работу полностью — очевидная задача, но такое, как оказалось, могут не все.
А.: Действительно, это понятно далеко не всем. За 20 лет работы сформировались определенные требования и взгляд на процесс создания изделий, однако не все люди понимают, как именно нужно работать. Таких сотрудников, как Роберт, немного, но думаю, что так и должно быть. Прекрасно, когда человек не только обладает разносторонним взглядом на мир, но и имеет возможность воплощать собственные, нетривиальные идеи в жизнь. Роберт же в первую очередь ювелир, филигранно выполняющий свою работу.
Р.: У нас сформировался собственный подход к работе, которому мы обучаем своих сотрудников. Можно проследить путь камнереза до взаимодействия с нами и после него — отношение к делу, подобно производимым изделиям, существенно меняется.
А.: Люди, которые когда-то оказались в нашей команде, заряжаются энергией ювелирного дома. Философия и образ мысли Anna Nova Jewelry прочно закрепились в ДНК бренда. Мастера, решившие сотрудничать с нами, сразу осознают планку и критерии работы. Это очень ценно для нас.
Продолжение интервью читайте в печатном номере GREY CHIC Magazine №5