Желание ухватить ускользающий момент и запечатлеть его в памяти послужило отправной точкой развития фотографии. И почти сразу же с момента своего возникновения она стала не только носителем информации, но и социальным явлением, а позже и отдельным видом изобразительного искусства. В театральном мире стремление запечатлеть действительность как она есть привело к возникновению отдельного вида сценического искусства — документального театра.
Документальный театр существует уже около 100 лет, и в наше время всё сильнее укореняется в театральном пространстве. Чаще всего документальным называют вид театра, спектакли в котором выстроены на дословном воспроизведении прямой речи реальных людей. Также такой вид театра еще называют «вербатимом» (от латинского verbatim — дословное, изреченное). Материалом для каждого спектакля служат интервью, газетные статьи, кадры исторической хроники, судебные протоколы, дневниковые записи, воспоминания, а главной целью документального театра является привлечение внимания к актуальной социальной или политической проблеме.
Моментом рождения документального театра принято считать премьеру спектакля «Несмотря ни на что» немецкого режиссера Эрвина Пискатора, которая состоялась в 1925 году. Спектакль представлял собой собрание разнообразных свидетельств — речей, статей, листовок, фотографий и фильмов на тему восстаний от Спартака до русской революции. Однако некоторые исследователи отмечают, что к документальному театру можно отнести более ранний опыт советского агитационного театра «Синяя блуза», созданного в Московском институте журналистики в 1923 году. Театр возник в форме самодеятельной агитационной пропаганды и начинался с чтения новостей по ролям.
Также в истории театра отражен опыт Московского Художественного театра начала ХХ века, когда в процессе работы над спектаклем «На дне» артисты ходили на Хитровский рынок, где собирали почти документальный материал о жизни нищих. Но несмотря на яркое начало, линия документального театра в советской России обрывается вместе с исчезновением авангарда и почти не возобновляется вплоть до современных опытов. А наибольшей популярности документальный театр достигает в Англии и в Германии.
Рождение документального театра стало естественной реакцией общества на важные политические, экономические и социальные потрясения и попыткой осмыслить этот опыт через искусство. Как и в начале XX века, сегодня документальный театр изучает взгляд обычного человека на себя. С помощью документа, изначально не предназначенного для представления на сцене, театр избавляется от фальши, театральности, необходимости быть непохожим на самого себя. Такой подход делает театр не элитарным искусством, а доступным для понимания и соучастия. Причем для документального театра нет жанровых ограничений: он может быть представлен и в технике традиционного психологического театра, и в постдраматическом прочтении.
В России ренессанс документального театра начался с 2002 года, когда в Москве открылся театр документальной драмы Театр.doc. По словам одного из основоположников театра драматурга Михаила Угарова, задача Театр.doc исследовать «партитуру психической жизни человека, которая сильно шифруется в письменной речи», тогда как устная речь насыщена оговорками, поправками, которые обычно выбрасываются в письменном русском. В Театр.doc создается концепция «сцена как зеркало мира», направленная на то, чтобы зритель узнал себя и признал себя частью этого общества, для создания эмпатии, которой в обществе не хватает. Репертуар Театр.doc пестрит разнообразием даже сейчас в условиях турбулентности, когда многие темы закрыты для обсуждения, что только подчеркивает неиссякаемость документального театра.
В Петербурге ярким примером синтеза документального и традиционного театра является спектакль «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра. В основе спектакля одноименный рассказ Аркадия Гайдара, дневники писателя и документальные свидетельства тех, кто был репрессирован и прошел через сталинские лагеря. Две линии спектакля — путешествие братьев Чука и Гека с мамой в Сибирь к папе и реальные истории тех, кто оказался в Сибири не по собственной воле — схлестываются в театральном пространстве и оставляют сильнейшее впечатление!
Спектакль «Чук и Гек», Новая сцена Александринского театра.
«Жизнь за царя» Teatro di Capua — еще одна талантливая постановка с использованием приемов документального театра, посвященная жизни членов партии «Народная воля», представитель которой в 1881 году убил императора Александра II. Спектакль основан на горячечных, обозленных, отчаянных, печальных письмах и воспоминаниях Софьи Перовской, Степана Халтурина, Николая Кибальчича и других народовольцев. И к финалу спектакля перед тобой не список имен, знакомых из школьной истории, а реальные небезразличные и несогласные родом из XIX века.
Спектакль «Жизнь за царя», Teatro di Capua
Благодаря своей фактологической основе документальный театр способен быстро (а зачастую и болезненно) вернуть нас в состояние здесь и сейчас и наглядно показать насколько важна частная жизнь человека. Сейчас часто говорят об осознанности и рефлексии и, на мой взгляд, документальный театр ближе всего подошел к осмыслению этих понятий в театральном искусстве.
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE