Дама на соседнем кресле недовольно отметила: «За что ж они так с Островским!». А я поймала себя на благостном чувстве, что нравится — сошлось — запало в душу. «Гроза» в постановке Андрея Могучего шумит еще с 2016 года. Тогда многие критики прозвали ее авангардной, хотя, на мой взгляд, она что ни на есть классическая. Судите сами.
За огромным занавесом с палехской росписью, как за благопристойным фасадом, прячется темное царство города Калинова. Темное в буквальном смысле: пространство сцены чернее ночи, всполохи молний вырисовывают подвешенные в глубине огромные лошадиные туши. То тут, то там мигают волчьи глаза, без устали порхают черные ласточки. А уж когда под бешеный ритм «Калинки» высвечивается весь спрятанный от глаз угар... Калиновский ад, не иначе.
Жители города тоже все в черном: кто в бархате, кто в коже, кто в мехах. Стоят в статичных позах на платформах-помостах и не выходят, а выкатываются на авансцену. Во всем этом мраке по глазам бьет алым пятном наряд Катерины: как капля крови, как огненный язык, как простодушная жизнь среди шипящей змеями темноты. Она не такая как все остальные калиновцы, в ней бьется пульс, она тянется к жизни. Близко к удушливой атмосфере пьесы? Очень!
Но авангардность спектаклю вменили в основном за вокально-музыкальное решение. Практически весь текст «Грозы» у Могучего выпивается под барабанный ритм на манер частушек-прибауток, кроме слов Бориса. Его речь течет оперным баритоном, еще сильнее выделяя его инаковость среди жителей города. И Катерина, которая в начале действия говорит на калиновский манер, в конце практически сливается с Борисом в оперном объяснении. Удивительно, но этот странный прием прочтения пьесы дал блестящий эффект: слог будто выровнялся и стал органичнее. А подростки в соседней ложе постукивали пальцами в такт тексту.
На особом положении персонаж Барыни, которая обычно представляется сумасбродной старухой. Но, благодаря режиссерской интерпретации, образ Барыни стал синонимичным образу судьбы. Она ворвалась в мир Калинова жесткой поступью из зрительного зала, расплела косы Катерине и толкнула ее к Борису. А спустя время на глазах калиновцев утешала Катерину в момент признания в измене.
И немного о самом трепетном моменте действия, пока вы еще не убежали покупать билеты. Первый раз в жизни я чувствовала, как зал с придыханием прощался с Катериной, провожал ее по помосту прочь из ада жизни в рай небесный. На моей памяти ни одна Катерина не уходила так трогательно и горестно.
Сходите на «Грозу», окунитесь в темное царство, уловите луч света, и пусть ощущение нескучной классики побудет с вами.
БДТ им. Товстоногова
«Гроза», режиссер Андрей Могучий
Ближайший показ: 25 сентября
I
photo credit: Фото с сайта театра / Автор фото — Стас Левшин
© GREY CHIC MAGAZINE