Петербург — город сотни театров разных форм. В атмосфере Петербурга есть что-то неуловимое, что побуждает большое количество людей искусства искать новое, выстраивать диалоги, экспериментировать и развиваться. Неудивительно, что в городе появился POP-UP ТЕАТР,
который находится в постоянном поиске нового театрального языка и способен расширить спектакль до размеров
города или сузить его до размеров библиотечного каталога.
POP-UP ТЕАТР сегодня насчитывает девять спектаклей в своем репертуаре,
и только два из них идут в помещении со зрительскими местами.
Об одном из них и пойдет речь.
На спектакль «Questioning/Кто ты?» я шла как на развлекательное мероприятие, а получила гораздо больше.
Это перформанс, игра со зрителем, здесь нет актеров, сцены или пьесы etc.
Участники молча рассаживаются напротив друг друга, слушают бархатистый строгий голос ведущего и заполняют анкеты. Но анкеты эти не про себя, а про случайного
человека напротив, которого ты никогда не видел до спектакля. Разговаривать нельзя, можно изучать своего визави только взглядом.
Тут начинается самое интересное: за час времени совершенно незнакомый человек становится иллюзорно знакомым. Внимание, сконцентрированное на одном герое,
побуждает цепляться за нюансы — прическу, движения рук, детали одежды, позу — и из них черпать ответы.
Постепенно, вопрос за вопросом, ты скользишь не только по биографии визави, но и по его сокровенным тайнам, желаниям, успехам и неудачам.
Рисуешь портрет незнакомца личными красками, и насколько картина будет детальной и яркой, зависит от твоих ответов.⠀
В начале перформанса над залом повисает напряжение, между участниками летают взгляды украдкой, и слышен только шелест страниц.
К середине действия уже доносятся смешки, вздохи, люди улыбаются и подолгу смотрят друг на друга.
Поначалу мне было неловко и неуютно в свете софитов и перекрестных взглядов, а потом мы с улыбчивой девушкой напротив привыкли и подружились глазами.⠀
Когда анкетирование заканчивается, наступает неизбежный и предсказуемый обмен. Прочитать ответы можно сразу, можно унести с собой, а можно, не читая отправить в шредер.
Во время показа все оказались любознательны, и шредер простаивал.⠀
Кем вы окажетесь в этих анкетах предположить трудно. По мнению моего визави — офис-менеджера Наташи 25 лет (в моем варианте студентка Оля), – я тридцатилетняя Елена, могу спонтанно выступить с речью на тему как выглядеть стильно, справляюсь со стрессом с помощью танцев, вру работодателю об опозданиях, а самым смелым решением было замужество.
Спустя полчаса действия, перечитывая заметки о девушке напротив, я вдруг осознала, что все ответы на глубокие вопросы — обо мне! Я писала о другом человеке, а создала образ,
который идет рука об руку с моим собственным; достала из своего нутра то, о чем не говорю в светских беседах, но что глубоко волнует.
Вот такой поход в театр, где можно смотреть в глаза другому, думать о нем, делать записи о нем, а в результате — исследовать себя.
I
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE