В мае прошла выставка футуристических кукол сестер Поповых Non-human в Эрарте. Она впечатлила меня настолько, что захотелось исследовать этот вопрос глубже: это просто красивые куклы? Или нет?
Екатерина и Елена Поповы создают шарнирные куклы вручную из лучших материалов, привезенных из Италии, Франции и Японии. Волосы из натурального шелка, шерсти ламы и козы. Наряды из нежных кружев и антикварных тканей, как с картин Рембрандта. Обувь и аксессуары из латуни, родиевого покрытия и кристаллов Swarovski. Всё, от дизайна одежды и макияжа до причесок и украшений шикарно, безумно красиво, смело.
У этих созданий грандиозный успех. Стать хозяином такой куклы успели многие именитые модельеры и звезды шоу-бизнеса. Но этот успех не объясняется только эстетикой. Каждая кукла рассказывает свою историю. Каждая кукла, вопреки названию non-human, взаимодействует с пространством, меняя его, как самый настоящий человек. Визуально этот эффект достигается тем, что у героини уникальные черты: лица, родинки, щербинки, то, что мы бы назвали «дефектами», на самом деле дополняют образ. У каждой свои эмоции, выражения, позы, энергия, которую вложили создатели. И энергия живет теперь по своим законам, а мы – зрители или владельцы этих кукол – это хорошо ощущаем.
Сестры Поповы создают знак, который имеет свой материальный носитель – то, что он обозначает. Таким знаком может выступать слово, руна, символ, образ и кукла. Именно так работали формы древней культуры – от создания палеолитических Венер, кукол-оберегов до кукол вуду. Это зацикленная информационная система с определенным вектором. Кукла – это двойник материального тела, и у него есть качества, свойственные прообразу. В разные эпохи такие статуэтки и куклы были проводниками духа, защитниками или орудием, забирали болезни себе, отводили неприязни. Это игра с пространством, мы создаем его вариативность, расщепляем через аппроксимацию – замещаем один объект другим, близким к исходному, но более упрощенным. Процесс создания такого близнеца – действие сакральное, но не потому, что вокруг обязательно должны быть ритуальные танцы под бой барабана. А потому, что сакрально все связанное с присвоением имени, наделением качеств и функций.
Когда я находилась в зале с этими красотками как зритель, ощущения были странные. Видела, как кому-то становилось не по себе, и я хорошо это понимаю, потому что находиться там долго как будто страшно. Появляется ощущение, что ты словно общаешься с чем-то живым, но при этом понимаешь, что живой кукла быть не может. Свет, музыка, их позы помещают зрителя в мир Твин Пикса Линча и рассказывают свою историю. Магия – это искусство, но далеко не каждое искусство есть магический акт. Это именно он.
I
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE