Вместо привычных холстов и красок: подборка книг о постижении современного искусства

МАРИНА ЛАДОВИР

Сегодня абстрактный мир современного искусства для многих остается загадочным и непонятным. Кто-то придумывает ассоциации, чтобы прийти к пониманию того шедевра, которое увидел на выставке. А кто-то старается найти ответы на вопросы о задумке и бэкграунде направления через прочтение тематической литературы. Какие же существуют книги, помогающее разобраться в современном искусстве?

Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

Современное искусство — жанр, возникший в начале прошлого столетия. Большинство художников отходят от привычных традиционных канонов живописи и скульптуры и создают разнообразные произведения. В нем нет четких правил, единых принципов — все индивидуально. Оно объединяет множество направлений, течений и жанров. С 2000-х годов современное искусство приобрело возможность графического дизайна, стрит-арта и цифровизации. Последнее сейчас развивается сильнее и масштабнее.

Филип Хук — автор одной из главных книг о современном искусстве. Он является старшим специалистом в отделе импрессионизма в доме Сотбис. С этим направлением аукционер работает уже больше 35 лет. Хук сотрудничает с известными аукционными домами «Сотби» и «Кристи». В произведении искусствовед делает акцент на бэкграунде определенных авторов, раскрывает возможности развития личности художников на примере их работ. Например: жизнь и смерть, личный бренд и коммерческие инсталляции. А также отвечает на вопрос: «почему предметы искусства так ценны на рынке?». 

Произведение искусства напечатанные на странице книги.
Слева: Жан Беро «Раннее Утро»
Справа: Джек Веттриано. «Поющий дворецкий»

«Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я» позволит читателям получить новое видение понятия «искусство». На многих страницах автор с практической точки зрения рассказывает об известных арт-коллекционерах и их известных аукционах. В произведении информация преподносится живо и с чувством юмора, поэтому польза от книги есть как и для опытного читателя, так и для начинающего.

В книге упоминаются русские художники, коллекционеры. Хук своим легким и понятным языком повествует о возможности влияния различных факторов на формирование шедевра. В книге представлены несколько советов, как подробнее разобраться с пониманием идеи автора даже в самой неординарной композиции. Искусствовед дает понимание читателю, что теоретики искусства не являются практиками, поскольку большинство художников не разделяют научное восприятие своего авторства.

Роузли Голдберг «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» 

Одно из самых неординарных течений авангардного искусства — футуризм — имело большую популярность в Италии и России. Стиль был отмечен в литературе, скульптуре, архитектуре. Конечно, нельзя забывать и о живописи. Цель футуризма была в отказе от традиции канонов художества и создании нового. Выразительность цвета, художественные формы — любимый стиль всех революционеров. Традиции футуризма имели яркие формы, философский подтекст и динамичность изображаемого шедевра. Именно это направления сыграло роль в формировании идеи и реализации современного искусства.

Роузли Голдберг — известный арт-критик и искусствовед. Имеет множество выдающихся наград и премий в области искусства и литературы. С 2004 года она является основателем организации, поддерживающей художников в реализации новых идей нематериального искусства. В 2014 музей современного искусства «Гараж» представил возможность печатной реализации монографии Голдберг, посвященной истории искусства перформанса.

Современный перформанс любим многими художниками из-за своей реализации. Здесь важны место, время проведение и взаимосвязь художника со своей аудиторией. Направление близко к театральному искусству, но все же зрители здесь играют важную роль и являются актерами действия. От танца и живописи, до массового представления.

В книге Голдберг рассматривает влияние футуризма на зарождение перформанса, его родство с авангардным театром. В произведении есть разделы, посвященные известным художникам, работавшим с направлением перформанса. Автор также делает акцент на актуальности перформанса в будущем. Книга понравится тем, кто хотел подробнее разобраться в направлении перформанса современного искусства, изучить историю его зарождения и влияния на современного зрителя.

Анри Картье-Брессон «Воображаемая реальность» 

Современное искусство фотографии сегодня получило возможность развития во многих жанрах. Автор книги Анри Картье-Брессон — один из самых влиятельный фотографов прошлого столетия. Он заложил концептуальные основы фоторепортажа в журналистике. Черно-белые снимки автора позволяют перенести в атмосферу прошлого, увидеть мир таким, каким представляет его фотограф. Идеи Картье-Брессона несут в себе множество философского замысла.

Фотограф был уверен, что нет ничего невозможного без решающего момента. А реальность, которую мы наблюдаем каждый день, бесконечна. Но в жизни у каждого зрителя есть моменты, которые становятся отправной точкой к чему-то новому. Поэтому фотография из всех художественных инструментов способна передать точный, роковой момент в жизни зрителя.

Авторский снимок фотографа, напечатанный на странице книги

Изначально можно подумать, что книга — творческая автобиография. На самом деле нет, это и не фотоальбом. В ней нет большого количество фоторабот. Здесь важный акцент сделан на то, какую роль несет фотоискусство в современном мире, и как понимать задумку фотографов через их призму иллюстрации. Философия книги — решение о мгновении, которое не может быть вечным. Также в ней представлены эссе фотографа о своей концептуальной идеи фоторепортажа и очерки о близких.

Книга понравится тем, кто хочет понять фотоискусство изнутри, среди дневниковых записей каждый найдет что-то интересное для себя. Представляется также возможность более подробно разобраться в процессе фотографии и передачи идеи зрителям. Поэтому, если кто-то хочет более подробно разобраться в деле фотографии, то с произведением стоит ознакомиться.

Сэм Филлипс «...Измы. Как понимать современное искусство»

Современное искусство всегда идет в ногу со временем, отражает действительность. Художники призывают зрителей реагировать на те проблемы, которые им интересны. Самовыражение творческого человека и ощущение настоящего мира в каждом современном искусстве уникально, а потому и совсем не похоже на направления предшественников. Однозначного ответа на вопрос «как понять современное искусство?» нет. Но зато в книге Сэма Филлипса можно каждому сделать для себя определенные выводы на пути к пониманию шедевров современности.

Книга является путеводителем, описывающем историю зарождения современного искусства. В произведении читатель сможет узнать подробнее о течениях, известных авторах. А также об неординарных работах, которые имеют отношение к постмодернистским течениям. Книга похожа на справочник по современному искусству, в ней представлены разделы и множество иллюстраций для наглядного понимания.

Василий Кандинский «Желтое-красное-синие»

Сэм Филлипс был заместителем главного редактора журнала Королевской академии художеств в Лондоне. За свое время сотрудничества со многими международными изданиями о современном искусстве ему удалось собрать в своей книге достаточно информации, чтобы она была полезна не только для опытного читателя, но и для начинающего. 

Название «Измы» — подпункты, на которые опирается автор, чтобы читатель мог более подробно разобраться в художниках и направлениях. В книге наглядно изображается классификация художественных течений, также автор делает отсылки на популярность поп-арта в 60-х годах. Не забывает Филлипс об авангардных течениях в искусстве: футуризм, кубизм, супрематизм, дадаизм. И их большом влиянии на современный постмодернизм.

Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»

Нередко мы слышим, что современное искусство остается одним из самых непонятных. Кто-то больше отдает предпочтение классике, а кто-то стремится разобраться. Но, как правило, разобраться без путеводителя непросто. Конечно, многие получают специальное образование для того, чтобы понимать искусство, расшифровать на шедеврах идеи автора и анализировать каждую деталь. А кому-то достаточно прочитать и найти что-то для себя. 

Современное искусство породило множество авторов. Их делят на две категории: автор-самовыражение и автор-исследователь. Первый стремится передать в произведении искусства свои чувства, эмоции, переживания, то, о чем думает и планирует реализовать в будущем. Второй же изучает процессы общества изнутри и воспроизводит их. Когда мы приходим в музей на выставку современного искусства и видим непривычный для нас объект экспозиции, который кажется сделать «просто», то у нас возникает мысль «я мог бы также». Но действительно ли это так?

Франческо Бонами — известный арт-куратор, работающий во многих искусствоведческих журналах. Также он был куратором на 50-й Венецианской биеннале. К вопросу создания шедевров современных художников он подходит без предрассудков: просто, легко и с юмором автор объясняет, почему каждый шедевр уникален и ценен на рынке. А современное искусство предстает перед зрителем сегодня лишь в новой интерпретации, но также способно вызывать чувства и эмоции у людей. 

В книге автор сравнивает выдающихся авторов с художниками, работавшими в отличной друг от друга техники. Например: затрагивает биографию фотографа Роберта Мэпплторпа и сравнивает его с идеями Микеланджело. В произведении также можно разобраться более подробно с историей зарождения современного искусства. Автор детально заостряет внимание на некоторых известных художниках и их работах для наглядности актуальных шедевров. Книга поможет начинающим и уже опытным читателям понять вес творческих современных работ на рынке, а также открыть для себя творчество интересных авторов.

I

photo credit: Internet

© GREY CHIC MAGAZINE