МОДА
Культ молодости существовал еще в Средние века. Стоит только вспомнить историю Дианы де Пуатье, фаворитки французского короля Генриха II. Она была старше возлюбленного на 20 лет, оттого и прибегала к радикальным способам омоложения, принимая внутрь частички золота. При жизни кожа де Пуатье была чуть толще виноградной кожуры, а после смерти содержание драгоценного металла в ее костях превышало норму в 250 раз! Благо сейчас отношение ко внешнему виду меняется. Но с чего началась тенденция на настоящий возраст и действительно ли женщины готовы его принять?
Первые показы Чарльза Фредерика Уорта
Англичанин Чарльз Фредерик Уорт считается первым кутюрье в мире: в 1858 году он открыл собственный модный Дом в Париже и стал проводить показы. Раньше дамы могли увидеть платья лишь в каталоге или на витрине, но Уорт совершил революцию.
Первой моделью стала жена Чарльза — Мари Верне Уорт. Она демонстрировала наряды на себе, а клиенты могли оценить, как одежда сидит на фигуре, и заказать себе такой же ансамбль.
Мари не была похожа на современных юных моделей с осиными талиями: грациозный стан, благородный взгляд и пышный бюст. Такими чертами едва ли могли обладать девушки, не достигшие совершеннолетия.
Коко Шанель и Голливуд
С наступлением XX века восприятие красоты поменялось: теперь не нужно было затягивать талию в узкий корсет и сооружать тяжеловесный турнюр, чтобы бедра казались круглее. Но изменения в мире моды не коснулись индустрии красоты. Наоборот — пластические операции стали набирать популярность. Причин тому несколько. Во-первых, научный прогресс в медицине, изобретение новых техник и процедур позволили снизить риск заражения крови и летального исхода. Во-вторых, манипуляции становились безболезненными, поэтому приходилось приносить в жертву только деньги.
-
Натали Палей, модель 1930-х годов
-
Коко Шанель
В 30-е годы прошлого столетия активно развивается жанр кино, который позволяет нести модные тенденции в массы. Модели и актрисы проходили строгий отбор: точеная фигура, гладкая кожа, никаких изъянов. Глядя на красавиц с экрана, девушки все больше хотели омолодиться и улучшить внешность. Косметология не обошла стороной и Коко Шанель. Дизайнер сделала себе пластическую операцию и избавилась от следов наступающей старости.
Французская революция и Ив Сен-Лоран
В 1968 году Францию охватывает Студенческая революция: люди борются за свободу — в том числе и сексуальных отношений. Молодежь становится движущей массой, которая действительно способна влиять на историю. Одной из главных моделей эпохи 60-х стала Твигги со своей юной, несколько детской внешностью и наивным взглядом, обрамленным акцентной подводкой.
Вместе со Студенческой революцией во Франции происходят изменения в мире искусства. Например, появляются фильмы «новой волны».
Как пишет Анна Баштовая в книге «Мода и кино»: «Отправной точкой “новой волны” и одной из главных картин этой киноэпохи стала дебютная лента Жана-Люка Годара “На последнем дыхании” (1960). <...> Картину часто называют квинтэссенцией европейских 60-х: политическая нестабильность, ненависть к устаревшим социальным институтам, свободная любовь и равноправие полов — все это здесь присутствует сполна».
Особенность фильма в том, что режиссер отказался от художника по костюмам. Вся одежда спонтанно подбиралась из гардероба актеров. Мода стала упрощаться: кутюр увядал, а страшные сны Кристобаля Баленсиаги и Коко Шанель обратились в реальность. Тут-то и подоспел Ив Сен-Лоран.
Уже отработавший в Dior, молодой дизайнер вернулся со службы, наполненный желанием творить. Именно в 1960-х он создает знаменитые наряды: платье-мини по мотивам картин Пита Мондриана и прозрачную блузу с бантом. Провокация? Нет, новая обыденность!
Скандальные образы Ива идеально вписались в эпоху. Публика готова была меняться, поэтому охотно принимала все тенденции. И если раньше подобные наряды могли надеть только молодые девушки, то посмотрите на гостей показа Saint Laurent сейчас: Линда Евангелиста, Кейт Мосс, Моника Беллуччи позируют перед камерами в микрошортах, виниловой коже и укороченном пальто.
Омоложение модных Домов
За вторую половину XX века создались многие бренды, известные по сей день: Valentino, Versace, Dolce&Gabbana... Крупные игроки поняли, что нужно менять стратегию, чтобы продолжить конкурентную борьбу. Так, в 1983 году в Chanel приходит Карл Лагерфельд, развеявший миф, будто бренд создает твидовые костюмы «из бабушкиного сундука». Новую волну популярности набирают Gucci под руководством Тома Форда и Dior во главе с Джоном Гальяно. Такую броскую одежду уже вряд ли надела бы почтенная дама, преданная поклонница именитого Дома моды.
Значительная переориентация брендов на молодое поколение произошла и в 2010-е. Вспомним коллаборацию Louis Vuitton со стритвир-компанией Supreme в 2017 году. Тогда креативный директор старинного модного Дома принял смелое решение, обеспечив бренду колоссальные продажи и уважение миллениалов и зумеров. Сложно представить, как Louis Vuitton, изначально представляющий премиальные кожаные чемоданы, стал желанным среди рэперов, скейтеров и других представителей субкультур. Однако стратегия сработала!
А что сегодня с естественным возрастом?
Наряду с демократизацией моды, где юные клиенты имеют влияния ничуть не меньше, чем состоятельные взрослые, заметно более толерантное отношение к естественным проявлениям возраста. Теперь люди стали понимать, что не обязаны соответствовать принятым когда-то стандартам красоты и не стремятся избавиться от любой появившейся морщины. И модная индустрия их всячески в этом поддерживает. Так, образы Памелы Андерсон на протяжении нескольких сезонов занимали журналистов со всего мира. Заголовки гласили: «56-летняя звезда вышла на красную дорожку без макияжа». Такой пример достоин подражания!
Осенью 2023 года на сентябрьской обложке Vogue появились культовые модели 90-х: Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон. На фотографа обрушился гнев читателей: лица героинь были так сильно отредактированы, что публика назвала это «катастрофой». Отклик аудитории дает понять, что тренд на естественность и настоящий возраст распространяется все шире. Возможно, через несколько лет женщины перестанут маскировать каждую морщинку и поймут, что естественная красота делает нас уникальными.
-
Памела Андерсон, 2023
-
British Vogue, September 2023
«Чтобы нравиться себе, нужно оставаться собой. Пытаясь быть угодной всем, можно превратиться в ничто».
— Айрис Апфель
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE