При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Искусство фотографии в биографиях

НАТАЛЬЯ АЛАЕВА

Искусство видеть и умение запечатлевать мгновения —  это неотъемлемые спутники каждого талантливого фотографа. К природному дару такого рода часто прилагается еще и особое тонкое чувствование своей и чужих жизней. Или, другими словами, большинство в наши дни могут называть себя фотографами, хотя далеко не все проникаются этим действом как актом художественного творения через призму фотокамеры. Но при желании многому можно научиться на примерах других людей. Об этом и будет мой новый очерк.

Несколько лет назад я самостоятельно увлеклась изучением документальной фотографии и биографий фотографов прошлого века. Мне было интересно посмотреть не только на их работы, но и узнать их жизненный путь. Этот мой порыв был спонтанным, никем не навязанным. Я лишь стремилась понять как жили эти люди, чем вдохновлялись и что хотели привнести в наш мир. И это намерение занесло меня в столицу Венгрии —  в Будапешт.

 

Вообще, феномен венгерской фотографии известен немногим, но, по крайней мере, пять выдающийся имен вы должны сегодня узнать от меня.

 

Пересказывать в подробностях судьбы этих мастеров я, пожалуй, не буду, а сформирую лишь общее представление о них. Самое главное —  обязательно повнимательнее рассмотрите сделанные ими исторически-знаковые кадры, которые повлияли не только на фотожурналистику, но и на современный формат fashion-фотографии в целом.

МАРТИН МУНКАЧИ

Мартин Мункачи начинал свою карьеру как спортивный репортажный фотограф. И, скорее всего, именно тогда он прочувствовал собственную способность захватить на тысячной доле секунды момент определенного действия и оставить его навеки в памяти пленки для следующий поколений.

 

Главными отличиями его кадров среди коллег были —  движения, эмоции, ритм. В те годы это казалось слишком революционным в противовес постановочности. А одной из самых известных его работ до сих пор остается снимок «Три мальчика на озере Танганьика», который произвёл сильное впечатление на французского фотографа Анри Картье-Брессона. И на меня в том числе.

ЛАСЛО МОХОЙ-НАДЬ

Ласло Мохой-Надь — человек-экспериментатор и авангардист по своей сути. Он верил в то, что фотография — это не столько инструмент для копирования реальности, а беспристрастный оптический способ создания совершенно нового восприятия этого мира.

 

Его творчество было направлено на исследования: ракурса, света и тени, различных материалов и техник, возможностей зрения касательно времени и пространства. Всю эту деятельность сложно упорядочить в несколько предложений. Скажу только, что мне посчастливилось побывать на выставке его работ в доме фотографии Mai Manó House в Будапеште. Я ушла под большим впечатлением.

АНДРЕ КЕРТЕШ

Андре Кертеш еще в юном возрасте познакомился с фотопроцессом и интереса ради снимал на свою первую камеру уличные бытовые сценки. Впоследствии именно этот опыт помог ему выработать свой неповторимый стиль сюжетной линии кадра, к которому потом добавились эффекты искажения формы. Все это позволило создавать текучие, нерезкие изображения, поражающие своей простотой.

— Андре Кертеш

РОБЕРТ КАПА

Роберт Капа — военный корреспондент и бесстрашный фотограф-скиталец по горячим точкам. Его кадры запечатлели самое «темное» время. Он не столько любил фотографию, сколько любил жизнь и одновременно рисковал ей без оглядки. Он одинаково умел снимать и радость, и горе. Его известным высказыванием было: «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Он подорвался на мине, ему было всего 41 год. Он подошел слишком близко.

 

Я побывала в Центре современной фотографии его имени в Будапеште — Robert Capa Contemporary Photography Center. Эта выставочная фотоплощадка посвящена годам жизни и работы Роберта Капы. Фотографировать посетителям было строго запрещено. Мне оставалось лишь погрузиться в созерцание тишины и грусти.

БРАССАЙ

Брассай — тонкий художник и автор невероятно чувственных снимков ночного Парижа. Наверное, только он мог так изящно запечатлевать красоту набережных под светом фонарей и пеленой туманов в безмолвном молчании города. Он влюбился в Париж еще в раннем детстве и пронес это чувство через все годы своей жизни. И он подарил эту магию кадра нам.

Удивительно, эти пять гениев родились в одной стране и творили в один исторический период через две мировые войны. Все они были разными по своей сути, но трудились в одном выбранном однажды призвании. Фотографируя жизнь, они остро чувствовали хрупкость человеческого существа, да и сами были хрупки. Желание созидать век подобно им — осталось единственным моим стремлением после такого знакомства с ними. Надеюсь, что и у вас тоже.

photo credit: Internet

© GREY CHIC MAGAZINE