В своем известном стихотворении Иосиф Бродский писал: «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». Рискну переложить эти первые строки на театральную тему и заявить, что в Петербурге театр живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. И чтобы не быть голословной, расскажу о четырех нетеатральных пространствах, где театр успешно существует и общается со зрителем.
ТЕАТР В МУЗЕЕ
В конце марта в залах Главного штаба, где представлены мировые шедевры живописи импрессионизма, кубизма, супрематизма и других направлений, родился спектакль-променад «Чудесный источник. Театр-лаборатория в Эрмитаже». В лаборатории приняли участие молодые режиссеры и драматурги Российского государственного института сценических искусств, которые создали новое прочтение эрмитажных шедевров средствами современного театра, музыки и танца. Увидеть перформансы можно будет только 4, 11, 18 и 25 мая.
Кроме того есть примеры постоянного успешного взаимодействия театра и музея. Например, в Музее театрального и музыкального искусства с аншлагами идут спектакли «Портрет» и «Красный фонарь». А в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме идут чудесные детские постановки.
ТЕАТР В ЦЕРКВИ
Кафедральный Собор св. апп. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (или Петеркирхе) стал площадкой для талантливых режиссеров Джулиано ди Капуа и Бориса Павловича. Их спектакли различаются по стилистике и выразительным средствам, но одинаково органично выглядят в пространстве катакомб Петеркирхе.
Театро ди Капуа в спектаклях «Слово и дело», «Репортаж с петлей на шее», «Крысолов» идет по пути театра, основанного на реальных фактах - воспоминаниях, дневниках, официальных источниках. Тогда как спектакль Бориса Павловича «Сталкеры», посвященный культовому одноименному фильму Андрея Тарковского, зовет в интеллектуальное путешествие по трем возможным версиям несуществующей сцены фильма.
ТЕАТР В БАРЕ
Приехать в бар, чтобы посидеть за стойкой с американским писателем или поразмышлять об этаноловых истинах в компании с Билли Новиком и Дмитрием Лысенковым — можно устроить себе и такое, купив билет Pop-up театра на спектакль «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» или «Профсоюз работников ада». Это аудио-спектакли в барах, где вам предложат пуститься во внутренние диалоги, а заодно и предложат выпить.
ТЕАТР В ОБУВНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Самый крошечный театр Петербурга «Блоха» расположился на девяти квадратных метрах бывшей обувной мастерской и рассчитан всего на шесть зрителей. Но здесь есть все театральные атрибуты: гардероб, буфет, зрительный зал, крохотные билеты и программки. И несмотря на такой микроразмер в репертуаре «Блохи» есть два полноценных спектакля «Волк» и «Дюймовочка — trip», интерпретирующие по-новому истории героев известных сказок.
photo credit: Internet