При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Театральный гид Ася Глушенкова: «Красный фонарь» — проект «Спектакли Театрального музея»

АСЯ ГЛУШЕНКОВА

История любит все мерить огромными пластами, масштабами десятилетий

и всеобъемлющих событий, и часто стирает имена тех, кто живет внутри нее.

Особенно так происходит на стыке эпох, в смутные времена. Меж тем

судьбы отдельно взятых людей зачастую могут рассказать о прошлом гораздо

ярче любого учебника истории.

В стенах Театрального музея на площади Островского родился спектакль

«Красный фонарь» о знаковом для театральной истории человеке, чье имя почти

неизвестно простому зрителю — Владимире Аркадьевиче Теляковском. В течение

16 лет он возглавлял Дирекцию Императорских театров, вплоть до своего ареста

1 марта 1917 года.

Фото: Анна Данилова

На протяжении всей службы Теляковский вел дневники и оставил после

себя 50 рукописных тетрадей, которые сейчас опубликованы и стали «волшебным

телепортом» в театральную жизнь эпохи Серебряного века. В этих заметках

Федор Шаляпин, Всеволод Мейерхольд, Матильда Кшесинская, Александр

Головин и другие предстают живыми людьми, а не плакатными именами.

Фото: предоставлено Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства

Именно дневниковые записи Теляковского взял за основу режиссер

Дмитрий Крестьянкин, предал им современные полутона и выпустил в свет

спектакль, на который можно прийти любому зрителю — и театральному неофиту,

и завсегдатаю кулис. Час искрометного хулиганства, где Шаляпин, поет рэп и «Дубинушку», а балетоманы зачитывают правила своего бойцовского

балетного клуба. Дмитрию удалось сжать дистанцию в сто лет, осовременить

письма из начала XX, не изменив ни одного слова, дать голос людям, которые

жили театром тогда, чтобы мы, сидящие перед сценой сегодня, ощутили их близко-

близко. Удивительно еще и то, что «Красный фонарь» идет в том же самом

зеленом зале, где когда-то располагался рабочий кабинет Теляковского. Вот уж

точно тот момент, когда можно прочувствовать genius loci.

Фото: Анна Данилова

Раньше вывешенный красный фонарь на здании театра означал замену

спектакля. Действие спектакля тоже разворачивается под светом алых

софитов. Стремительно менялась жизнь тогда, стремительно она меняется и

сейчас. Посередине невысокого помоста стоит увесистый стеллаж-картотека,

разделяющий сцену на две части. Такая огромная недвижимая серая груда

металла, из бюрократического брюха которой два альтер эго Теляковского —

талантливые и искрометные актеры Максим Сапранов и Иван Капорин — достают

красные конверты с донесениями, просьбами, жалобами на имя директора

Дирекции Императорских театров. И со всем этим нужно как-то разбираться и

искать решения, и постоянно делать выбор. Кстати, помочь сделать выбор

предлагают и зрителям тоже.

Вот к этому нас мягко и подводит спектакль. Никогда дорога впереди не будет

ровной и до конца предсказуемой. Никогда не получится быть на 100%

уверенным в правильности своих решений. Всегда найдется место сомнениям.

Но нужно верить себе и выбирать то, чем дорожит  сердце. 

«Нам кажется, что наш выбор на что-то влияет. А потом однажды выбор делают за тебя. И ты уже ни на что не влияешь» — цитата из спектакля.

Режиссер Дмитрий Крестьянкин

Ближайшие показы: 22 и 23 января

© GREY CHIC MAGAZINE