Торговый дом «Пассаж» на Невском проспекте — центр блистательного Санкт-Петербурга, одна из достопримечательностей его «золотого треугольника». С именитым «торговым дворцом» связаны имена многих выдающихся деятелей русской культуры: Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Комиссаржевской, К. К. Буллы, А. Я. Вагановой. Вместе с Петербургом «Пассаж» переживал войны и революции, смену экономических и политических систем, но продолжал сохранять свой уникальный стиль, неразрывно связанный с культурной жизнью города на Неве. Он не раз переживал моменты славы и забвения, но всегда возрождался вновь и становился еще величественнее и притягательнее.
В середине 40-х годов XIX века граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор, бывший военный, задумал создать роскошное торговое заведение, напоминающее галереи в Париже и Лондоне. С этой целью он приобрел дом теряющей свое некогда внушительное состояние графини Елены Михайловны Завадовской, одной из прославленных красавиц Петербурга. В ее честь писали стихи Вяземский и Козлов, она была знакома с Лермонтовым, а Пушикин воссоздал графиню Завадовскую в образе блестящей Нины Воронской в романе «Евгений Онегин». К сожалению, здание пришлось снести из-за особенных требований Николая I — построить «Пассаж» необходимо было таким образом, чтобы галерея проходила по самой середине будущего здания и фасады, выходящие на Невский проспект и Итальянскую улицу, были строго симметричны.
Строительство под руководством архитектора из Варшавы Рудольфа Андреевича Желязевича продлилось два года и завершилось 9 мая 1848 года громким открытием «Пассажа», куда съехались десятки репортеров и не меньшее количество роскошных экипажей, откуда выходили почетные лица города, чиновники, аристократы и знатные дамы. Даже супруга Николая I Александра Федоровна лично посетила магазин в первые дни после его торжественного открытия.
Здание «Пассажа» состояло из четырех этажей. Подвальный этаж занимали 56 отсеков, или, иначе, «нумеров», для товаров, имеющих срок годности: овощей, вин, пива, сыров, приправ и ины продуктов питания. На первом и втором этажах расположили по 56 «нумеров» под магазины. Третий этаж оставили под 56 небольших квартир для торговцев и других желающих поселиться в «Пассаже». Несмотря на признанное всеми великолепие новой галереи и самое современное оборудование, петербургские купцы не спешили переносить торговлю из обжитых Гостиного, Апраксина и других дворов. Помехой были страх потерять консервативных покупателей и невозможность украшать свое торговое место для привлечения внимания. Существовала еще одна любопытная причина — из-за невероятного количество света, как искусственного, так и естественного, и всевозможных зеркал торговцам было крайне затруднительно обсчитывать и обманывать покупателей. Вследствие этого большинство арендаторов были более гибкие и честные иностранцы, а третий этаж и вовсе пустовал — скромные, почти аскетичные комнаты казались российским купцам оскорбительно тесными и бедно обставленными.
Однако петербуржцы и гости города сразу же оценили «Пассаж» по достоинству. Так писали об этом в «Санкт-Петербургских ведомостях»:
Наш «Пассаж» служит продолжением прогулки для публики, приезжающей с разных концов города к Невскому проспекту в экипажах и спускающейся на широкие тротуары для того, чтобы пощеголять туалетом, лицом, тальей, ростом идущего позади лакея или изяществом ожидающего экипажа.
К сожалению, любовь публики не способствовала повышению дохода и граф Эссен-Стенбок-Фермор решил увеличить прибыль за счет второй функции «Пассажа» — культурно-досуговой. В «Пассаже» располагалась концертная зала, которая вмещала 1000 человек. Именно там Яков Иванович начал организовывать выступления: оркестр Гильмана, цыганский хор Васильева пользовались особым успехом аудитории. Неплохие деньги приносили и рестораны. Например, заведение «Пассаж», прославившееся изысканной кухней, моментально завоевало звание одного из самых популярных мест светского Петербурга. Но даже это не спасло владельца от растущих долгов. В итоге «Пассаж» пришлось выставить на торги. Его приобрела графиня Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор, жена младшего брата Якова Ивановича.
Под руководством Надежды Алексеевны, обладавшей деловой хваткой и свойственной немногим сообразительностью, «Пассаж» заметно преображался. Магазины заняли все предназначенные секции на первом и втором этажах. Ассортимент товаров поражал своим разнообразием: одежда, драгоценности и аксессуары женского и мужского туалета, косметика и парфюмерия. Большинством среди продавцов по-прежнему оставались иностранцы или петербуржцы с иностранными корнями.
Номера-квартиры также постепенно заселялись торговцами и нанимателями со стороны. В то время в «Пассаже» существовал негласный обычай — постояльцы, чьи комнаты находились практически под самым потолком, подвешивали к нему клетки с певчими птицами. Их неустанное пение заполняло огромные площади и превращало «Пассаж» в совершенно райское место.
Неудачная Крымская кампания способствовала подъему общественных настроений. Люди, ощущавшие одновременно и сомнения, и надежды, стали все чаще собираться для совместных дискуссий. Концертный зал «Пассажа» стал одним из важнейших мест для различных собраний и диспутов. В начале 60-х годов XIX века по инициативе созданного в 1859 году в Петербурге «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» в концертном зале стали организовывать выступления выдающихся деятелей российской литературы, среди них — Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский. Это были первые в истории выступления русских литераторов для широкой публики. Именно в «Пассаже» 21 ноября 1860 года, впервые после возвращения с каторги, появился перед читателями Достоевский.
В 1897 году графиня Стенбок-Фермор скончалась. К тому времени «Пассаж» изрядно обветшал. Лоск галереи стал блекнуть отчасти из-за наплыва не слишком изысканной публики, чьи потребности в простых, более дешевых товарах и незамысловатых развлечениях не лучшим образом повлияли на внутренний облик «Пассажа». Кроме того, здание, которому было уже полвека, требовало реконструкции.
Младшая дочь графини Надежда Александровна Барятинская, которая получила «Пассаж» в наследство от матери, была полна решимости вернуть ему бывший блеск и славу. Реконструкция под руководством архитектора Сергея Сергеевича Козлова, продлившаяся около года, сделала облик «Пассажа» таким, каким мы видим его сегодня — холодная и элитарная роскошь. После открытия обновленный «Пассаж» мгновенно завоевал звание культурного центра и стал местом притяжения аристократии и артистической богемы. Открывшаяся в 1902 году кофейня Café de Paris, вскоре сменившая статус на «ресторан», практически никогда не пустовала. Здесь встречались и беседовали актеры, режиссеры, поэты. Здесь праздновали премьеры и устраивали эпатажные выходки. Ходили слухи, что именно тут граф Феликс Юсупов исполнял песни в шокирующем публику наряде: усыпанное блестками женское платье из голубого шелка и боа из голубых страусиновых перьев.
Однако не только небезызвестный граф радовал посетителей «Пассажа». В 1901 году в галерее открылся полноценный театр. Чуть позже, в 1903 году его залы заполнил неповторимый голос Веры Федоровны Комиссаржевской, под руководством которой Драматический театр полноправно завоевал репутацию самого передового, провокационного и бескомпромиссного театра в Петербурге. На сцене Драматического состоялась премьера пьесы Максима Горького «Дачники», спровоцировавшая столкновение двух противоборствующих лагерей российской интеллигенции — правых и левых.
После трагического Кровавого воскресенья полиция потребовала отменить показ «Дачников». Однако своевольная Вера Федоровна возобновила представления и позже поставила новую пьесу заключенного в Петропавловской крепости Горького «Дети солнца». Непокорность Комиссаржевской привела к тому, что все больше постановок оказывалось под запретом. И вследствие обеднения афиши и невозможности платить за аренду Драматический театр был вынужден покинуть здание на Невском проспекте.
Своим присутствием «Пассажу» польстила другая дива отечественной эстрады. После 1918 года на опустевшей сцене знаменитого кинотеатра Soleil танцевала балерина Агриппина Ваганова, защищая опостылевшее пролетариату «аристократическое искусство».
Февральская и Октябрьская революции уничтожили монархическую Россию, а вместе с ней — дух роскоши и аристократизма, царивший прежде в «Пассаже». Национализированное здание приходило в запустение. Частная продажа была строго запрещена, многие владельцы магазинов бежали за границу. Декрет 1921 года, разрешающий гражданам РСФСР объединяться в потребительские общества, стал спасением для «Пассажа». «Универсаль Пассаж», такое название теперь носила галерея, стал одной из главных точек Петроградского единого потребительского общества (ПЕПО). На полках появилось огромное разнообразие лучших товаров по доступной цене, в том числе продукция из-за границы.
«Универсаль Пассаж» должен был получить статус образцового универмага. Масштабная реконструкция по проекту блестящего архитектора Ноя Абрамовича Троцкого закончилась в 1934 году. Теперь вместо отдельных «нумеров»-магазинов появились анфилады торговых залов, что было значительно удобнее для покупателей. Ремонтные работы потребовали много сил и финансовых вложений — стремление к прогрессу и индустриализации вытеснил аскетизм времен революции. Стены облицовывали дорогими породами дерева: дубом, орехом или чинарой, а в залах ставили мягкую мебель, чтобы клиенты могли отдохнуть в перерывах между покупками или в ожидании своих спутниц.
«Пассаж» постепенно возвращал былую элитарность. В 1934 году он вошел в число трех универсальных магазинов высшей категории — другие два располагались в Москве и Харькове. Ассортимент универмага отражал небывалое изобилие сталинской эпохи — более тридцати тысяч наименований. Более того, «Пассаж» имел привилегию напрямую заключать сделки с производителями и заказывать товары исключительно для собственной продажи. Захватывающие дух витрины, наполненные светом роскошные залы, товары высочайшего качества — все это было доступно только высшим слоям советского общества. Но, к сожалению, очередная аристократическая эпоха «Пассажа» была прервана Великой Отечественной войной.
Несмотря на чрезвычайное положение, в котором оказалась страна, «Пассаж» в числе других крупных универмагов продолжал работать, распродавая довоенные товары. Ужасающие трудности, пришедшие с началом блокады, упали на плечи женщин-сотрудников. Днем они стояли за прилавками, а в любое свободное время — дежурили на крыше универмага в составе отряда МПВО, трудились в бомбоубежище, которое оборудовали в туннеле «Пассажа». В 1942 году было принято решение приостановить работу универмага — впервые со дня его открытия.
Театр в «Пассаже» также изо всех сил старался продолжать работу. В галерее на Невском репетиции и представления, поддерживающие дух ленинградцев, не прекращались до 1942 года. Тогда была дана последняя премьера — пьеса по роману Александра Дюма «Дама с камелиями».
Послевоенный «Пассаж» открыл свои двери в 1947 году, полностью отстроенный и отреставрированный. Как раз к столетнему юбилею универмага в 1948 году. В конце 40-х и в 50-е годы «Пассаж» оставался местом не для широкой публики. Здесь собиралась советская аристократия — академики и ученые, члены Союза писателей, партийные чиновники и жены высокопоставленных лиц были основными посетителями изысканной галереи. Но в 70-е торговые залы заполонили нескончаемые очереди простых рабочих, жаждущие «отхватить» вожделенные сапоги-чулки, польские духи, французские бюстгальтеры, батники, японские зонтики и джинсы, привезенные из других социалистических государств.
В очередной раз отремонтированный «Пассаж» встретил совершенно иной мир. Его двери распахнулись в 1991 году, когда Советский Союз прекратил свое существование. В результате широкомасштабной программы перехода к рыночной экономике универмаг перешел в частные руки — его приобрела группа акционеров. Теперь здесь были представлены более 350 зарубежных производителей, в том числе знаковые мировые бренды.
Новейшая история Торгового дома связана с инвестиционно-девелоперской компанией Jensen Group, более 25 лет успешно работающей на российском рынке недвижимости.
Впервые за 90 лет из 174-летней истории Торгового дома «Пассаж» была проведена глобальная реновация. Историческое здание полностью приспособили под современное использование. Проведены сложнейшие реставрационно-ремонтные работы, обустроены комфортные зоны отдыха, установлены панорамные лифты и эскалатор, при этом архитектурные элементы лестницы не были подвержены реконструкции. Воссоздан исторический облик входных групп и центральных лестниц, отреставрированы фасады и интерьеры. Большое внимание уделено деталям, которые создают положительное впечатление при посещении Торгового дома.
Сохраняя архитектурную и историческую уникальность, Торговый дом «Пассаж» меняется в ногу со временем концептуально и функционально, превращаясь в одну из главных точек притяжения современного Санкт-Петербурга. Продолжая традиции основателя ТД, графа Эссен-Стенбок-Фермора, мы возвращаем «Пассажу» значение важного центра культурной, светской и интеллектуальной жизни Северной столицы.
Дмитрий Абрамов, партнёр, Генеральный директор УК инвестиционного фонда Jensen Group.
Торговый дом на пересечении Невского проспекта и Итальянской улицы в следующем году отметит юбилей — 175 лет. Его жизнь — половина истории самого Петербурга, а возможно, «Пассаж» и есть Петербург. Его бессмертный дух элегантности и безупречного вкуса восхищает и притягивает, заставляет возвращаться вновь и вновь.
В современном «Пассаже» регулярно проходят знаковые выставочные и театральные проекты, лекции и презентации совместно с Эрмитажем, Русским и Этнографическим музеями, библиотекой им. В. В. Маяковского, театром им. В. Ф. Комиссаржевской, Александринским, Михайловским и Мариинским театрами.
«Пассаж» — это больше, чем магазин. Это восторг и удивление. Это постоянное развитие. Это вкус к жизни и ее центр!
photo credit: предоставлены пресс-службой Торгового дома «Пассаж»