Вдали от дома, в незнакомых городах мы все — туристы. Но для кого-то каждая улица с неизведанными для нас поворотами, каждое увиденное впервые нами здание хранит сотни воспоминаний десятков прожитых в этих местах лет. Что-то чужое для нас — для них неизменно родное. И, пожалуй, нет более точных и одновременно более сентиментальных и трогательных описаний города, чем слова его местных жителей.
Есть места, в которые попадаешь и влюбляешься с первого взгляда. Сердце замирает, время останавливается. Ты просто смотришь, впитываешь в себя происходящее вокруг и понимаешь, что частица твоей души останется здесь навсегда. Так произошло у меня с Плесом.
Оказавшись в живописном городе на Волге год назад, я влюбилась в него всей душой, и вот уже в третий раз мы посетили это удивительно душевное место.
История Плеса неразрывно связана с именем знаменитого русского пейзажиста Исаака Левитана. В городе вы найдете много памятных мест, связанных с его персоной и творчеством, и даже сможете посетить дом-музей, в котором Левитан вместе с друзьями-художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым провели два плесских лета 1888 и 1889 годов. «Стены старого дома хранят память о художниках, и все тот же вид на Волгу открывается из окна, словно с палубы парохода».
Прогуливаясь по набережной, вы можете прочитать последний номер газеты «Плесские ведомости», посмотреть на туристов, спешащих на теплоход, угоститься традиционными плесскими углами с лещом или кулейкой, посмотреть на Волгу с вершины Соборной горы. Живописный, уютный Плес обволакивает теплом, радушием, спокойствием и счастьем. Еще нигде я не встречала так много счастливых людей, искренне любящих свой город, свое дело, занимающихся домом и садом и по-настоящему радующихся своей размеренной жизни.
Плес — место, в котором, подобно Левитану, можно проводить целое лето. Выходить на пленэр — писать пейзажи и цветущие деревья. Слушать пение соловьев, выращивать сады, собирать яблоки, пить чай из самовара и никуда не спешить. Как здорово, что есть такие места и что интерес к ним возрождается. Пусть таких мест, как и людей, ценящих их, будет больше.
Никто лучше не расскажет о Плесе, чем его местные жители, к которым наша редакция попала в гости. Эти две истории я назвала «жизнь замечательных плесян». Вдохновившись их рассказами, хочется хоть немного постичь размеренность, спокойствие и счастье плесской жизни.
Глеб Жуков, художник
Дом художника Глеба Жукова находится на горе Левитана, откуда открывается живописный вид на Волгу и сам город. В доме, где художник живет со своими родителями, ювелирами, находится мастерская, а вокруг раскинулся красивый сад, за которым ухаживают Глеб с мамой. Подобно Клоду Моне и его садам Живерни, Глеб творит в воодушевляющем месте, полном света и цветущих растений. Художник встретил нашу редакцию и провел по дому, рассказал семейную историю и то, как они оказались в Плесе.
Семья Глеба переехала в Плес из села Красное, расположенного чуть выше по Волге, около 30 лет назад. Там родители Глеба окончили знаменитое в профессиональных кругах училище по обработке металлов — КУХОМ. Тогда это было единственное учебное заведение, которое готовило специалистов на ювелирные заводы всего СНГ. По окончании училища отец Глеба сам стал преподавателем, а затем и директором училища КУХОМ, на базе которого создал ювелирный музей. Отец и мама Глеба вместе с друзьями ходили по деревням и собирали коллекцию утвари, с помощью которой раньше создавались ювелирные изделия. Раньше производство было кустарным, и именно из тех краев пошли ювелирные промыслы.
В конце 80-х годов папе Глеба предложили подключиться к проекту создания музея пейзажа в Плесе. Так он стал директором музея, а семья переехала жить в город на Волге. Отец сделал перепланировку здания и собрал первую коллекцию пейзажных работ. Будучи архитектором по образованию, он спроектировал немалое количество домов в Плесе, помимо музея.
Сперва семья Глеба жила на Плесской набережной, в двухэтажном белокаменном доме с ажурным балконом. Затем художникам разрешили выбрать место в городе для строительства мастерской. Так появился их семейный дом, из гостиной которого открывается один из лучших видов в городе. Дом был спроектирован отцом Глеба — просторный, в скандинавском, нетрадиционном для Плеса, стиле, с большими панорамными окнами, откуда открывается вид на Волгу. Мастерская появилась позднее, примерно 10 лет назад. Она наполнена светом «как у Клода Моне в Живерни».
До строительства на месте дома был большой сад, который семье пришлось спилить, и все деревья, находящиеся сейчас в саду, семья художников посадила самостоятельно. На территории дома можно увидеть дореволюционную террасу, собранную из огромных валунов. В городе вы встретите много подобных каменных террас, которые делались для удобства ходьбы. Сейчас многие из них заросли и заплыли землей, но угадываются до сих пор.
Садом Глеб занимается вместе с мамой. Весной в саду все в цвету, растет много разных сортов яблонь, из плодов которых семья делает сидр, вино, пастилу, варенье. Работа над садом и урожаем требует много душевных и физических ресурсов, но, по словам художника, это тоже часть творчества. Сейчас в саду в основном посажены цветы, которые летом Глеб пишет на своих картинах.
С наступлением тепла в городе появляется много зелени, и, как говорит Глеб, пейзаж становится слишком однородным, тяжелым для письма. Немногим удается, как Исааку Левитану, видеть огромное многообразие оттенков зелени и писать летние пейзажи. Поэтому классические русские художники старались работать в межсезонье, когда есть больше контрастности, выразительности и декоративности в пейзаже, когда архитектура лучше читается.
Так и плесский художник, Глеб Жуков, старается работать над пейзажами весной, зимой или поздней осенью, когда вырисовываются проталины, кружево из ветвей, считывается больше орнаментальности. Летом же мастер много преподает. В город приезжает большое количество туристов, которые ищут интересный досуг. Им становятся мастер-классы по живописи или выезды на пленэр.
Все, кто живет в Плесе, работают либо в туризме, либо в творчестве, тут никогда не было промышленности. Глеб мог жить и творить и в Москве, и в Петербурге, но выбрал Плес. «Здесь ты чувствуешь себя творческой единицей, нет такой конкуренции, есть легенда. Привязка к месту, истории, семье. Работается лучше, особенно те семь-восемь месяцев, когда нет туристов. Ты можешь полностью посвятить себя творчеству. Летом же горячая пора, и все норовят тебя отвлечь. Когда ты живешь в красивом городе, у тебя внезапно появляется много родственников и друзей», — рассказывает, улыбаясь, Глеб.
Разговаривая с художником, мы не могли не спросить о том, как изменилась жизнь в Плесе в последнее время и почему, по его мнению, он так популярен сегодня.
«Плес последние годы действительно стал очень известным, в него приезжает много съемочных групп, ему уделяется большое внимание, хотя вокруг есть и другие красивые городки, например Юрьевец, Кинешма. Хотя у Плеса, безусловно, есть своя уникальность — и ландшафт, и река, и инфраструктура, которая мало где развита на таком же уровне.
Все чаще современный человек, уставший от быстрого ритма жизни, погружается в книги — читает Лескова, Тургенева и хочет попасть в дореволюционную атмосферу, пожить в усадьбе, попить чая из самовара, послушать романсы, но при этом не хочет отказываться от привычного досуга, ресторанов и отелей хорошего уровня. Плесу удается все это совмещать, и потому вокруг него появился такой ажиотаж в последнее время.
Летом Плес не справляется с наплывом гостей и буквально трещит по швам. Количество туристов в городе на душу населения сопоставимо с Венецией. Летом вы легко можете увидеть очереди в рестораны, музеи и кафе.
Популярность Плеса стала активно расти с пандемии, хотя новая страница жизни города началась существенно раньше — с 2001 года. В город приехал предприниматель Алексей Шевцов, который начал выкупать дома и создавать отели-бутики дачного формата. Контингент города начал кардинально меняться, и последние 22–23 года город стал больше похож на музей или дачный город-отель.
Если раньше Плес насчитывал 3000 местных жителей, то теперь лишь около 1600, притом что в исторической части города (Набережная или Торговая слобода и Заречье или Рыбная слобода) постоянно проживает примерно только 300 человек. Основная часть населения располагается при въезде в город в многоэтажных домах. Раньше это место называлось поселком Сиверцево, но сейчас также относится к Плесу. Зимой в городе очень тихо, на улице за весь день можно встретить лишь двух-трех человек.
Алексей Шевцов изменил город, и во всех переменах есть как плюсы, так и минусы. Плес стал тихим городом с нулевой криминальностью, но вместе с тем ушла драматургия — рыбаки, охотники, стада коз, которые паслись по горам.
В моем детстве на реке всегда было много рыбаков. Мы с братом играли в хоккей на Волге, участвовали во взятии снежного городка на Соборной горе, жгли Масленицу из автомобильных покрышек прямо на замерзшей реке. В городе работали труппы артистов, шли разные спектакли и капустники, находилось большое сообщество музыкантов. Проводилось большое количество поэтических и музыкальных вечеров. Артисты встречали пароходы и пели песни туристам. Жизнь кипела.
Когда дома активно начали выкупать, многие были рады их продать. Дома в Плесе того времени были без удобств, а люди мечтали о комфорте. Продав избу, можно было купить две-три квартиры в многоэтажном доме, с водой и канализацией. Правда, переехав в многоэтажки, многие начали скучать по прежней жизни.
Сейчас дома в центре — это либо дачи, либо отели, либо просто недвижимость, купленная для инвестиций. Многие дома, приобретенные еще в 2001 году, стоят пустыми до сих пор. Они относятся к памятникам архитектуры и требуют ухода, без которого портятся. На это печально смотреть. Противоположный от Плеса берег сейчас тоже входит в охранную зону, заповедник. Важно соблюдать ландшафт и не допускать разношерстных построек».
Глеб Жуков рассказывал нам о жизни в Плесе, показывая свой дом, который представляет отдельный интерес. Прогуливаясь по дому, мы видели много старинных вещей, картин семьи Глеба и других художников. В доме собрана утварь как из старых домов плесян, уехавших жить в многоэтажные дома, так и из других городов — Парижа, Коктебеля. Семья любит все, что сделано руками, и хранит историю, ведь такие вещи несут тепло. У художника много друзей из других стран, которые также любят приезжать в Плес.
Марина и Дмитрий Голубевы
Дом ювелира Дмитрия Голубева и его жены Марины находится на одной из центральных улиц Плеса. У ворот нас встретила Марина и провела в дом, где Дмитрий работал в мастерской. Семья рассказала о своей жизни в Плесе, и, слушая их, мы, кажется, поняли, почему этот город можно назвать городом счастливых людей.
В Плес Дмитрий приехал из Фурманово, что в Ивановской области, вместе с другом художником после училища. Марина попала в Плес из Иваново по направлению в музей-заповедник, отучившись в университете на биолого-химическом факультете, где занималась изучением дикорастущей флоры. Познакомились Дмитрий и Марина уже в Плесе.
Вся семья Голубевых имеет отношение к творчеству. Дмитрий Голубев окончил художественное училище, в 2000 году вступил в Союз художников. Ювелирное мастерство же постигал самостоятельно. Сын прошел обучение в училище КУХОМ в селе Красное. Сноха окончила Костромской университет по специализации «гальванопластика» и тоже работает в ювелирном направлении.
«В последнее время в город приезжает много туристов и стали востребованы ювелирные мастер-классы для них, — рассказывает Марина. — Муж проводит экскурсии в мастерскую ювелира. Делает на глазах гостей кольцо из серебра, потом дарит кому-то из участников. Мы с радостью принимаем гостей и показываем авторские украшения в гостиной дома»
Будущий семейный дом Дмитрий купил еще в конце 90-х годов. Дом был нежилым, хоть и мемориальным, с интересной историей. В прежнее время в доме бывали Левитан и Кувшинникова, дружившие с хозяином дома — купцом Фомичевым и его сыном с невесткой. Девушка окончила институт благородных девиц и прекрасно музицировала. Вместе с Кувшинниковой дамы проводили вечера, играя в четыре руки на фортепиано.
Семья Голубевых вдохнула новую жизнь в старый дом, надстроила второй этаж. Изначального варианта дома не сохранилось. После пожара остался лишь каменный этаж, к которому в советское время была пристроена двухскатная крыша. Так как дом представлял объект культурного наследия, новым владельцам разрешили восстановить исторический второй этаж.
Вокруг дома раскинулся красивый сад с собранием уникальных растений. Садом супруги занимаются самостоятельно. Дети живут в Костроме и приезжают редко. Дмитрий предлагает художественные решения, а Марина подбирает сорта растений.
«У меня профессиональное ботаническое образование, я часто бываю в экспедициях и много сортов привожу из ботанических садов или просто из живой природы, — рассказывает Марина. — В саду много разных видов природной флоры. Скоро распустится тонколистный пион, цветет черемша, на подходе афлотонские луки и флоксы. Цветение сада начинается с марта и будет продолжаться до поздней осени. В конце мая отцветают ирисы. А до этого в саду бушуют первоцветы. Ранней весной практически негде ступить из-за их обильного цветения»
Вокруг нас растут лаванда, редкие сорта мака голостебельного. «Это сад непрерывного цветения», — объясняет Марина. Цветущие сорта сменяют друг друга буквально каждый день. В саду можно встретить и полезные, и декоративные растения.
При проектировании сада Дмитрий, как художник, сразу увидел горки, которые семья постепенно воплощает в жизнь. Весь рельеф сада сделан своими руками. Дорожки выложены булыжником. «В Плесе это хороший тон, — объясняет Марина. — Когда мы покупали дом, земля была выше цоколя, и нам пришлось проводить раскопки. Так мы выкопали много камней. Раньше булыжная мостовая была во всех купеческих дворах. Найденный камень мы и использовали для дорожек сада. Все было добыто и выложено своими руками».
Продвигаясь по саду, мы доходим до пионов. «Это древовидные пионы, — поясняет Марина. — У нас были очень большие кусты. Редко кому удается выращивать в своих садах древовидные пионы, но они невероятно красивые. В период их цветения мы по несколько раз в день ходим в сад любоваться цветами. Особенное удовольствие ходить и наблюдать за садом, смотреть, что распустилось, а что отцвело».
Далее нас встречают махровая сирень, ярко-красная айва. Из этого участка сада открывается вид на Волгу.
«Здорово жить в таком доме?» — спрашиваем мы.
«Да, мы радуемся жизни. У нас есть лодка, муж заядлый рыбак, и я тоже полюбила это занятие. С 15 июня открывается рыболовный сезон. Мы часто ходим в лес, где изучаем не только растения, но и грибы. Занятий много. В саду есть коптильня, где мы коптим рыбу. Едим сами и угощаем гостей».
«Звучит как райское место», — говорю я.
«Плес такой и есть. Люди здесь все творческие, хорошие. Много кто приехал сюда, но любит город как родной. Так произошло и с нами. Отсюда никуда не хочется уезжать, потому что здесь очень хорошо. К нам часто приезжают гости, мы много общаемся, и мы видим большую отдачу. Такие встречи — это очень интересно. Они обогащают.
В Плес невозможно не влюбиться. Здесь отдыхает душа».
Побывав в Плесе уже в третий раз, мы уехали полные любви к этому особенному месту. Небольшой город на Волге с живописными закатами, русскими избами и усадьбами уже не первое столетие привлекает творческих людей и остается жить в их сердцах навсегда.
Материал стал частью GREY CHIC Magazine №5
photo credit: Диана Любимцева
*ССЫЛКИ В МАТЕРИАЛЕ УКАЗЫВАЮТ НА INSTAGRAM
(ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)
© GREY CHIC MAGAZINE