При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Тайны Мирового сада: мифы о розах и «цветочная» мода

КУЛЬТУРА

ИННА МАКАРОВА

В прошлую пятницу, 3 мая, состоялась встреча клуба GREY CHIC & Co., главным спикером которой выступила Инна Макарова — доктор филологических наук, литературовед и  автор Grey Chic Magazine. Во время увлекательной лекции Инна рассказала о мифологических корнях цветочного Олимпа и наиболее знаковых произведениях мирового искусства, запечатлевших королеву флоры — Розу, а также о цветочном коде ведущих мировых фэшн-брендов и наиболее причудливых вариациях на тему сада в коллекциях модных домов SS-24. С разрешения автора делимся с вами сокращенной версией этой интереснейшей истории.

Флористический Олимп и роза как часть мифа

С древнейших времен цветы являются важными символическими образами, пронизывающими фольклор и произведения искусства, позволяя выразить многообразие различных смыслов. Традиционно в цветочном пантеоне главенствующее место занимает роза, главными соперницами которой являются лилия и лотос, во многом схожие с ней по своему символическому содержанию. Наиболее ранние упоминания розы связаны с древнеиндусскими мифами. Статус этого цветка был настолько высок, что согласно установленному обычаю любой принесший его правителю мог просить исполнить свою просьбу. Роза также служила украшением храмов, ею усыпали дорогу, по которой следовали государи или статуи богов, розами платили дань царю. Согласно мифу, самая прекрасная на свете женщина, Лакшми, супруга Вишну, богиня красоты, появилась из розы, которая насчитывала 108 крупных и 1608 мелких лепестков — с той поры роза стала почитаться как священный цветок, символ тайны и красоты. В египетской мифологии роза ассоциировалась с Изидой — идеалом женственности и материнства — и выступала в качестве символа чистой любви, лишенной плотских страстей.

 

В античности считалось, что этот цветок связан с возлюбленным Афродиты — смертным юношей Адонисом, тело которого богиня превратила в розы. Согласно греко-римским обычаям, роза служила атрибутом веселья и празднества: розами убирали обеденные залы, украшали венки победителей, розы клали у подножия статуй богов. Этот цветок также символизировал печаль и скорбь: богатые римляне завещали деньги на украшение своих могил розами, а во время траура розу было принято носить как символ бренности всего сущего.

С падением Рима в символической трактовке розы произошла существенная трансформация — отныне роза являлась символом распущенности, низменных страстей, чувственной любви и плотских утех. Известно описание обеденного зала во дворце Нерона, потолок и стены которого вращались при помощи специального механизма, изображая четыре времени года, а на гостей сыпался дождь из лепестков роз. Во время одного из пиров императора Гелиогабала несколько патрициев задохнулись от аромата роз, в которых буквально утопали гости римского правителя.

Согласно арабским мифологическим представлениям роза является символом мужской красоты. В мусульманской традиции существует образ белой розы, появившейся из пота, выступившего на пророке Мухаммеде во время его восхождения на небо. Вследствие этого считается, что роза обладает очистительной силой. Алая роза выступает символом крови пророка, а также связана с его сыновьями Хасаном и Хусейном, которых называют «розами» Мухаммеда. В контексте еврейской каббалы роза — символ единства: центр цветка — Солнце, лепестки — бесконечное, но гармоничное разнообразие природы. В христианстве роза приобретает значение милосердия, божественной любви, мученичества и победы.

 

Различные цвета розы и ее многообразные трансформации также наделены особым символическим значением. К примеру, красная роза являет собой традиционный христианский символ земного мира. Белая роза символизирует девственность, духовность, тишину, абстрактную мысль. Одновременно желтая (золотая) роза обозначает главнейшие христианские события и трактуется как символ церкви, небесного благословения, радости и совершенства. Серебряная роза ассоциируется с жилищем Брахмы, в то время как голубая являет символ недостижимого идеала. 

Не менее интересна символика различных трансформаций розы. Так, розовый шип олицетворяет страдание, смерть и символизирует человеческие пороки: согласно легенде, до грехопадения Адама и Евы в Райском саду произрастали розы без шипов. Роза на кресте традиционно выступает в качестве символа Христовой смерти, при этом крест в сочетании с пятью лепестками розы — символ воскресения. Гирлянда из роз обозначает ангельский венец и небесную радость. В свою очередь, венок из роз — символ награды за добродетель. Розовое дерево означает приют, а розовый сад — символ Нового Иерусалима. 

Роза в искусстве

Наивысшего художественного воплощения образ розы достигает в западноевропейском искусстве. В средневековой архитектуре, к примеру, особую популярность получил такой элемент фасадного декора храма, как розетка — круглое окно, расположенное над трансептами и главным входом собора, символизирующее универсум. К выдающимся памятникам готической архитектуры, в которых розетка является центральным элементом убранства экстерьера, относятся Аббатство Сен-Дени, Собор Парижской Богоматери и Шартрский собор во Франции, Леонский собор в Испании, Вестминстерское аббатство в Великобритании и Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в Италии.

В европейской живописи роза чаще всего выступает в качестве атрибута Богоматери и связана с началом эры духовного возрождения. В эпоху Средневековья в Германии было создано три замечательных полотна, изображающих Деву Марию с младенцем, которые окружены кустами роз: «Богоматерь в кустах клубники» кисти неизвестного художника, «Богоматерь в беседке из роз» Стефана Лохнера и «Мадонна в беседке из роз» Мартина Шонгауэра — здесь роза символизирует как царственный статус Богоматери и младенца, так и символ их будущих страданий.

В живописной традиции роза также нередко выступает в качестве символа добрых дел, что творили христианские святые, и трансформации мира материального в мир духовный. До наших дней сохранились шедевры мастеров прошлых эпох, изображающие святых, с именами которых связано так называемое «чудо с розами» (к примеру, работы Кранаха и Сурбарана). Великолепными иллюстрациями художественного воплощения розы в живописи являются два шедевра флорентийского мастера раннего итальянского Возрождения Сандро Боттичелли, написанные по заказу Лоренцо Медичи для украшения покоев его загородной виллы — «Весна» и «Рождение Венеры».

Спустя столетия образ розы подвергается интереснейшей интерпретации в творчестве известного бельгийского сюрреалиста Рене Магритта — «Цветы зла» и «Могила борцов». Своеобразной антитезой последней является живописное полотно Сальвадора Дали «Медитативная роза». Созданный в 1958 году холст демонстрирует совершенный образ духовности, недостижимый идеал, к которому стремятся люди.

Широко представлен образ розы и в произведениях западноевропейской литературы, громко заявив о себе уже в эпоху Средневековья. В «Божественной комедии» Данте роза — символ рая, в котором обитают души праведников. Центральным персонажем всего повествования роза становится во французской аллегорической поэме XIII столетия под названием «Роман о Розе». В качестве символа чувственной любви и земных наслаждений цветок находит свое воплощение в сонетах Шекспира. Для поэта роза — символ всепобеждающей жизненной энергии. В свою очередь, в «Ромео и Джульетте» роза являет собой символ извечной истины.

В последующие эпохи образ царицы цветов не теряет своей актуальности. В «розовом» плену находится творчество ирландского поэта-мистика Уильяма Батлера Йейтса (циклы стихов «Роза мира», «Роза тишины», «Роза битвы», сборники «Тайная роза» и «Алхимическая роза»). В творчестве одной из наиболее влиятельных англоязычных писательниц второй половины XX века Айрис Мердок роза находит свое художественное воплощение на страницах романа «Дикая роза». В эпицентр таинственных событий помещает розу Умберто Эко, ее именем назвав свой легендарный роман. К розе обращаются и авторы детских сказок. Здесь цветок зачастую предстает в амбивалентной роли, являясь одновременно причиной невзгод и радости, а также воплощая собой извечную антитезу природного и искусственного, истинного и лживого, искреннего и притворного: «Свинопас» и «Снежная королева» Андерсена, «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла, «Соловей и Роза» Уайльда, «Маленький принц» Сент-Экзюпери. 

Модные сады

Не менее значимую роль цветы и, в частности, королева цветочного пантеона, играют в мире моды. Большинство выдающихся дизайнеров известно своей приверженностью флоральным мотивам. Особое место здесь по праву, занимает бренд Chanel. Всем известна любовь его основательницы к цветку, именуемому китайской розой — белой камелии. Символ преданности и долголетия, камелия связана с главным мужчиной в жизни Габриэль — Артуром Кейпелом, который, согласно, легенде, однажды преподнес своей возлюбленной монобукет из камелий. С тех пор этот цветок традиционно ассоциируется с модным домом Chanel, будучи представлен в одежде и многочисленных аксессуарах — от пуговиц до ювелирных украшений. 

Не меньшую роль цветы играют в творчестве другого легендарного французского дизайнера — Кристиана Диора. Своей любовью к саду он обязан матери. На вилле в Нормандии она выращивала более 20 сортов роз. Впоследствии сам Диор приобрел имение в Грассе, где помимо роз увлекся выращиванием жасмина и ландышей. Дизайнер признавался: «Мои платья созданы для женщин, похожих на цветы».

Еще одним ярким примером любви к цветам является испанский модный дом Balenciaga. Для Кристобаля Баленсиага, равно как и для принятого в его модный дом земляка — художника Оскара де ла Рента, в будущем основателя одноименного бренда — знаковым цветком была гвоздика. Национальный флористический символ Испании, она до сих пор широко представлена в различных коллекциях обоих модных домов. В Италии страстными почитателями флорального мотива с полным на то основанием считаются Доменико Дольче и Стефано Габбана. 

2024 год принес с собой настоящий цветочный ураган. Весенне-летние коллекции, представленные на главных подиумах мировых фэшн-столиц, явили буйство цветов в исполнении таких марок, как Balmain, Giambattista Valli, Undercover, Rodarte, Loewe и Erdem. Что же касается отечественных брендов, то здесь яркие примеры обращения к цветочному коду могут быть обнаружены в коллекциях, созданных Валентином Юдашкиным и Татьяной Парфеновой.

Кажется, мечта о возвращении в Эдем по-прежнему не отпускает человечество, проникая в различные сферы нашей жизни. Стоит ли удивляться, что даже всемирно известный благотворительный бал, который в очередной раз состоится в музее Метрополитен, в нынешнем году также посвящен цветам — дресс-код Met Gala звучит как «Сад времени». Вторя Анне Ахматовой, мысленно мы все устремляемся в райские кущи, где царит вечная гармония и Красота – «Я к розам хочу, в тот единственный сад…».

photo credit: Internet

 

 

@GREY CHIC MAGAZINE