При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

От библейских сюжетов до полотен из пыли: эволюция серого цвета в живописи

КУЛЬТУРА

АЛЕКСАНДРА ПЛОТНИКОВА

Количество серых оттенков безгранично, как и количество заложенных в каждом из них подтекстов. Цели их колеблются от необходимого придания объема до создания интимной атмосферы и даже неожиданного формирования «нечто» из ничего. Искусствовед, арт-критик и создатель школы HACK!ART Саша Плотникова рассказала GREY CHIC Magazine об истории серого цвета, его влиянии на искусство и смыслах, которыми наделяли его творцы в каждую из эпох.

Серый цвет начали активно использовать в живописи с появлением техники гравюры и акварели в эпоху Возрождения. Он стал популярным среди художников, потому что позволял создавать более тонкие и изысканные оттенки.  

Художники осознали потенциал серого цвета для придания образам объема и глубины. Леонардо да Винчи использовал серый цвет для создания мягких и реалистичных теней на своих портретах и других произведениях. Его знаменитая картина «Мона Лиза» является примером выдающегося использования серого цвета для формирования плавных переходов и тонких оттенков.

Альбрехт Дюрер, немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших художников Северного Возрождения, тоже мастерски владел серым цветом, создавая сложные композиции с использованием различных оттенков серого для безупречной передачи текстуры и объема. Примером работы Дюрера, где серый цвет играет важную роль, стала его картина «Младенец с мушкетом». На этой картине серый цвет используется для отображения тонких переходов и теней на ткани одежды младенца. Это создает ощущение объемности и реализма в изображении.  

 

Серый цвет также помогает подчеркнуть мягкость и нежность образа. Дюрер вложил в серый цвет значение умеренности, скромности и интимности. Он использовал его для придания своим полотнам спокойной и умиротворенной атмосферы, что делало его произведения более глубокими и проникновенными.   

В барокко серый цвет стал символизировать сдержанность, траур и мистику. Художники этого периода, такие как Караваджо и Рембрандт, использовали серый цвет для создания темных и драматических образов, подчеркивая эмоциональную глубину своих произведений.

В романтизме серый цвет иногда использовался для передачи меланхолии и ностальгии. Например, Каспар Давид Фридрих часто включал серые оттенки в свои пейзажи, чтобы создать атмосферу загадочности и таинственности. Во второй половине 19-ого века в Голландии появилась Гаагская школа. Ее неспроста называют «серой» — она раскрепостила цвет, показала его самостоятельность и поразила фантастическим богатством оттенков серого на картинах. Представители этой школы пытались создать теплый и не отталкивающий серый цвет. Многие художники этого течения ушли в импрессионизм, а кто-то, как Пит Мондриан, ударился в абстракционизм. Но каждый из них принес с собой особое трепетное отношение к серому, которое передалось всему современному искусству.  

В современной живописи серый цвет продолжает играть важную роль. Многие художники используют серые оттенки при работе над минималистичными и абстрактными работами.    

В 70-х годах Герхард Рихтер создал серию работ «Серое», все картины которой представляют собой монохромные плоские серые прямоугольники. Комментируя любимый цвет, художник сказал: «Он не делает никаких заявлений; не пробуждает ни чувств, ни ассоциаций; он невидим и не невидим. Его неприметность дарит ему способность быть посредником, проявлять нечто, как фотография. Он может, как никакой другой цвет, сделать видимым «ничто». Для меня серый — единственный эквивалент беспристрастности, безоружности, беспечности, отсутствия формы».  

Кроме того, серый цвет стал важнейшей частью экспериментальных техник. Посмотрите, например, на произведения художницы Элисон Кортсон, которая собирает картины из пыли. Или работы Алессандро Риччи — итальянец рисует смогом городских улиц.

photo credit: Internet

 

 

@GREY CHIC MAGAZINE