При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Нить судьбы: дизайнеры и их музы

АНАСТАСИЯ МУСТАФИНА

«Во всем ищите женщину», — гласит крылатая фраза. Без вдохновения творец не создал бы ни одного произведения искусства. Это касается и моды: чтобы одевать женщин по всему миру, дизайнерам нужна муза, которая бы помогала воплощать идеи. Поговорим же, как дружеские и семейные связи определяли лик эпохи. 

Феликс и Ирина Юсуповы, модный Дом «Ирфе»

Знатная и состоятельная семья Юсуповых переехала в Париж в 1919 году. Часть богатства осталась на родине, а нужда и любовь к светской жизни побудили Феликса открыть свой модный Дом во Франции. Название состояло из первых букв в именах супругов, и уже в первый год существования (1924) «Ирфе» обратил на себя внимание француженок и иностранок.

 

Как бы мы сказали сейчас, у Юсуповых был развит личный бренд, на который слеталась публика. Он — «убийца Распутина», она — икона стиля. Кроме того, супруги были очень гостеприимными: Феликс предлагал гостям модного Дома шампанское, а Ирина беседовала с дамами и восхищала их своей красотой.

В «Ирфе» выпускали вечерние и спортивные наряды, Ирина вдохновляла Феликса на создание новых моделей «а la russe». Она сочетала в себе андрогинные черты и манеры княгини. Казалось, такому союзу предначертаны долгие и счастливые годы творчества. Вот только Феликс Юсупов, по воспоминаниям его потомков, не умел распоряжаться деньгами, отчего «Ирфе» и закрылся в 1931 году.

Плакат модного Дома IRFÉ

Дом номер 10 на улице Дюфо в Париже, где располагался модный Дом Юсуповых

Юбер де Живанши и Одри Хепберн 

Имена модельера и актрисы часто ставят рядом — и неспроста. Без влияния одного не сложилась бы карьера другого. Юбер и Одри познакомились в 1953 году: молодая актриса пришла к дизайнеру и попросила сшить костюмы для фильма «Сабрина». Живанши на тот момент разрабатывал собственную коллекцию, поэтому у него не было времени на отдельную линейку платьев. Хепберн пришлось выбирать уже готовые модели, но от них она пришла в восторг. Считала, что модный Дом Givenchy создает одежду точно под ее вкус — как на экране, так и в повседневной жизни.

Успех «Сабрины» привел к тому, что Живанши придумывал наряды еще для шести культовых фильмов с участием Одри Хепберн: «Завтрак у Тиффани», «Забавная мордашка», «Шарада», «Как украсть миллион» и других. Так вырез-лодочка, кружевная вуаль, лаконичное черное платье и шляпа-таблетка стали визитными карточками девушки.

Ив Сен-Лоран и Катрин Денев

Их знакомство произошло в 1965 году, когда Денев было чуть больше двадцати, а Сен-Лоран уже блистал в лучах славы. Актриса обратилась к модельеру, чтобы воссоздать платье из «русской» коллекции для приема у Елизаветы II. Это сотрудничество положило начало многолетней дружбе.  

 

Впоследствии Сен-Лоран разрабатывал наряды для двух фильмов с Денев: «Дневная красавица» (1967) и «Сирена с Миссисипи» (1969). 

Образы Дневной красавицы пришлись по вкусу публике: лаковый плащ, красный костюм, строгое черное платье с воротничком — все эти ансамбли остаются актуальными по сей день и цитируются многими брендами.  

Катрин Денев носила одежду авторства своего друга и в жизни, снималась в ней для глянцевых изданий и была желанным гостем на показах дизайнера. Однако себя она не считала главной музой модельера. Об этом вспоминает журналист Сергей Николаевич в «Снобе»: 

На похоронах Ива Катрин Денев читала его любимые стихи и волновалась, несмотря на впечатляющую актерскую карьеру. Сен-Лоран оставил за собой огромное наследие. Его любят и почитают даже те, кто не был знаком с дизайнером лично. А Катрин, несмотря на свои слова, продолжает прочно ассоциироваться с модным Домом Saint Laurent.

Жан-Поль Готье и Мадонна

Первая встреча Жана-Поля Готье и Мадонны, казалось, ни к чему не приведет. Первый показ дизайнера был провальным, так что о сотрудничестве со знаменитостями модельер не мог и мечтать. Но однажды Мадонна позвонила Готье и попросила сшить костюмы для ее тура Blonde Ambition. Поначалу дизайнер не поверил, а потом понял, что впечатлил звезду своей смелостью и свободой мысли — чертами, свойственными самой Мадонне. Для тура Жан-Поль создал 1,5 тысячи эскизов, среди которых был и культовый корсет с коническим лифом. 

Тьерри Мюглер и Джерри Холл

Муз у Мюглера было предостаточно: в 1980-х многие мечтали носить его платья с широкими плечами и утонченной талией. Однако любимицей дизайнера стала модель Джерри Холл — именно она воплощала взгляд Тьерри на женщин. Так, в 1992 году в продажу поступает первый в истории гурманский аромат Angel от Thierry Mugler, лицом которого стала Джерри.

 

Несмотря на то, что в парфюме не было выраженного цветочного аккорда, который бы устанавливал связь с женщиной-насекомым, Мюглер выделял сходство между дамами и крохотными созданиями. Их изгибы и временами жесткая оболочка гармонируют с внутренней хрупкостью.

Свои фантазии дизайнер реализовал в весенне-летней коллекции Les Insects 1997 года. Модели предстали перед зрителями в образе бабочек, муравьев, пчел и других насекомых. Несравненная Джерри Холл обернулась стрекозой: она не просто шла по подиуму, а вжилась в роль, проводила по волосам и вскидывала голову. 

В 2021 году легендарный наряд Джерри примерила Ирина Шейк — в нем модель посетила выставку «Thierry Mugler: Couturissime» в Париже. Спустя год модельер ушел из жизни, но память о нем надолго сохранится в сердцах близких людей и преданных поклонников.

Когда творец находит свою музу, таланты сливаются воедино. Происходит яркая вспышка, что навеки остается в истории. И это лишь немногие союзы, благодаря которым мир моды, кино и музыки обогатился в тысячи раз.

photo credit: Internet

 

© GREY CHIC MAGAZINE