ИННА МАКАРОВА
Вот уже выпал первый снег, заискрился, захрустел под ногами прохожих на улицах и площадях, выбелил крыши домов, завьюжил в окна, разукрасив их кружевным узором. В магазины привезли ароматные мандарины — оранжевое чудо из заморских стран, где никогда не бывает зимней стужи — расцветились новогодними гирляндами витрины, и, кажется, вот-вот зажжется елка и появятся хозяева волшебного праздника — Дед Мороз со Снегурочкой. Они закружат гостей в хороводе, одарят чудесными подарками и вместе с гостями праздничного бала запоют любимую с детства песню. Какую? Конечно, ту самую, про хвойную красавицу, что родилась в лесу…
Вот, что рассказывает об истории создания мелодии супруга Леонида Карловича — пианистка, профессор, заслуженная артистка РСФСР Елена Александровна Бекман-Щербина. В своих воспоминаниях Елена Александровна возвращается в осень 1905 года, когда 17 октября, во второй день рождения ее старшей дочери Веры, на свет появилась младшая дочь Ольга. «Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала, Леонид… сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для нее песенку на слова Р.А. Кудашевой из детского журнала “Малютка” … Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и, чтобы не забыть песенку, я записала ее, так как автор был на этот счет “неграмотным”». Так 17 октября стал днем рождения обеих дочерей семейной пары и новой детской песенки, которой на многие десятилетия было уготовано стать новогодним шлягером. И вот, наконец, перед нами оба ее родителя, те, кого вспоминает Елочка, когда мы, подпевая своим детям, мысленно переносимся в собственное детство — мама Раиса и папа Леонид, с нежностью и любовью к своим детям когда-то создавшие для нас это новогоднее чудо.
Впоследствии, вместе с супругом, Елена Александровна продолжила сочинять детские песенки, в итоге издав два сборника — «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья». Иллюстрированные выпускником Строгановского училища Константином Богдановичем, сборники содержали рисунки-силуэты, стилизованные под работы Елизаветы Бем. Как отмечает Елена Александровна, «Песенки имели большой успех и получили одобрение… сестер Гнесиных, А.Н. Скрябина и особенно С.В. Рахманинова, который однажды… спросил…: “Почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки!”». В 1912 году Елена Александровна основала собственную фортепианную школу, просуществовавшую шесть лет.
Музыкальный талант родителей сполна передался их детям, внукам и даже правнукам, также связавшим себя с музыкой: Вера Леонидовна Бекман-Сухаревская возглавила музыкальную редакцию Всесоюзного радио и телевидения, Ольга Леонидовна Бекман-Скребкова стала преподавателем Московской консерватории и доцентом института им. Гнесиных, внучка Марина Сергеевна Скребкова-Филатова — профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, правнучка Елена Анатольевна Филатова-Соколовская — композитором. В документальном фильме Леонида Парфенова, вышедшем на экраны в канун третьего тысячелетия — «300 лет Новому году» (НТВ, 1999) — зритель переносится в квартиру внучки Леонида Бекмана и его супруги Елены — Марины Скребковой-Филатовой, где она рассказывает историю создания новогоднего гимна, а затем, вместе с сестрой Ольгой Сердобольской в четыре руки исполняет песенку на том самом рояле, за которым она была сочинена и впервые исполнена их дедом. Вторят сестрам супруг и сын Ольги, с воодушевлением подхватывающие слова музыкального сочинения их предка.
В статье, посвященной истории его создания, музыковед Юрий Евгеньевич Бирюков, лично знакомый с Ольгой Леонидовной Скребковой, отмечает, что «в сборниках “Верочкины песенки” и “Оленька-певунья” чета Бекманов, сочинившая их, не привела ни одной фамилии тех, кому принадлежат слова включенных в них песен, в том числе и “Елочки”, ограничившись лишь ссылкой на то, что тексты эти “заимствованы”». В июле 1964 года, во время вступительных экзаменов на педагогическом факультете Военно-политической академии имени В.И. Ленина, Бирюкову довелось пообщаться с Раисой Адамовной незадолго до ее смерти: «Я был счастлив и рад увидеть и послушать рассказ этой удивительно скромной и доброй женщины. Но встреча эта оказалась единственной». Самим же авторам текста и музыки встретиться так и не довелось…
Ценный архивный видеоматериал, позволяющий увидеть Раису Адамовну в поздние годы ее жизни, содержится в уже упомянутом выше фильме Парфенова: незадолго до конца, когда речь заходит о популярных в России новогодних песнях, мы видим отрывок из черно-белого киножурнала с участием Раисы Кудашевой. «Детки, песенку “В лесу родилась елочка” я написала более пятидесяти лет тому назад», — мягким голосом, неторопливо, рассказывает она собравшимся вокруг нее в комнате пионерам. Внешне Раиса Адамовна действительно очень напоминает рассказчицу былин из старинной сказки: белоснежные волосы собраны в пучок, на глазах очки в круглой оправе, плечи укутаны ажурным оренбургским платком. Позади писательницы, на подоконнике, стоит пушистая елочка — далекий потомок героини ее стихотворения.
Как отмечает профессор кафедры Истории русской литературы СПбГУ, Елена Владимировна Душечкина, «“Елочка”»… — не просто самое известное произведение про елку: она превратилась в явление, без которого наша жизнь кажется немыслимой»; «“Елочка”»… стала… фактом биографии каждого из нас». По словам исследователя творчества Кудашевой Владимира Глоцера, «Эта песенка навсегда осталась милой приметой детства. И такой всеобщей, какой бывают скорей не литературные, а фольклорные строчки… Песенку пели в детском саду, декламировали на школьной елке, разучивали к новогоднему празднику в домашнем кругу. Казалось, она существует вечно». По мнению литературоведа, одной из главных причин всенародной любви к «Елочке» является нежность, разлитая в тексте, ласковость, с которой автор обращается к лесной красавице, то, как заботятся о ней традиционно грозные Мороз и Метель.
«В лесу родилась елочка…» — одна из тех песен, что начинают звучать сами собой с наступлением новогодних праздников. Ее исполняли наши бабушки и дедушки, затем родители, а потом, в детском саду и на школьных «елках», исполняли мы сами. Сейчас их поют наши дети, и хочется надеяться, что лесная красавица придет на праздник еще не одного поколения, продолжив добрые традиции семейного торжества, когда все домочадцы собираются вокруг нарядно убранной ели, радуясь наступлению Нового года. Сердечная благодарность и низкий поклон авторам, подарившим нам эти чудесные слова и музыку! Пусть еще долгие годы ведут хоровод вокруг празднично убранной елки дети и взрослые, путь многие поколения, что будут жить после нас, не забудут слов стихотворения Раисы Кудашевой и мелодию, которую сочинил для него Леонид Бекман, пусть не смолкают в дни зимних праздников звуки этой милой сердцу песенки, что в самую морозную стужу согревает наши сердца, наполняя их радостью и любовью.
I
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE