При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Жизнь замечательных плесян

ОЛЬГА МАЛИНОВСКАЯ

Вдали от дома, в незнакомых городах мы все — туристы. Но для кого-то каждая улица с неизведанными для нас поворотами, каждое увиденное впервые нами здание хранит сотни воспоминаний десятков прожитых в этих местах лет. Что-то чужое для нас — для них неизменно родное. И, пожалуй, нет более точных и одновременно более сентиментальных и трогательных описаний города, чем слова его местных жителей.

Есть места, в которые попадаешь и влюбляешься с первого взгляда. Сердце замирает, время останавливается. Ты просто смотришь, впитываешь в себя происходящее вокруг и понимаешь, что частица твоей души останется здесь навсегда. Так произошло у меня с Плесом.

Оказавшись в живописном городе на Волге год назад, я влюбилась в него всей душой, и вот уже в третий раз мы посетили это удивительно душевное место. 

 

История Плеса неразрывно связана с именем знаменитого русского пейзажиста Исаака Левитана. В городе вы найдете много памятных мест, связанных с его персоной и творчеством, и даже сможете посетить дом-музей, в котором Левитан  вместе с друзьями-художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым провели два плесских лета 1888 и 1889 годов. «Стены старого дома хранят память о художниках, и все тот же вид на Волгу открывается из окна, словно с палубы парохода».

Прогуливаясь по набережной, вы можете прочитать последний номер газеты «Плесские ведомости», посмотреть на туристов, спешащих на теплоход, угоститься традиционными плесскими углами с лещом или кулейкой, посмотреть на Волгу с вершины Соборной горы. Живописный, уютный Плес обволакивает теплом, радушием, спокойствием и счастьем. Еще нигде я не встречала так много счастливых людей, искренне любящих свой город, свое дело, занимающихся домом и садом и по-настоящему радующихся своей размеренной жизни.

 

Плес — место, в котором, подобно Левитану, можно проводить целое лето. Выходить на пленэр — писать пейзажи и цветущие деревья. Слушать пение соловьев, выращивать сады, собирать яблоки, пить чай из самовара и никуда не спешить. Как здорово, что есть такие места и что интерес к ним возрождается. Пусть таких мест, как и людей, ценящих их, будет больше.

 

Никто лучше не расскажет о Плесе, чем его местные жители, к которым наша редакция попала в гости. Эти две истории я назвала «жизнь замечательных плесян». Вдохновившись их рассказами, хочется  хоть немного постичь размеренность, спокойствие и счастье плесской жизни.

Глеб Жуков, художник

Дом художника Глеба Жукова находится на горе Левитана, откуда открывается живописный вид на Волгу и сам город. В доме, где художник живет со своими родителями, ювелирами, находится мастерская, а вокруг раскинулся красивый сад, за которым ухаживают Глеб с мамой. Подобно Клоду Моне и его садам Живерни, Глеб творит в воодушевляющем месте, полном света и цветущих растений. Художник встретил нашу редакцию и провел по дому, рассказал семейную историю и то, как они оказались в Плесе.

Семья Глеба переехала в Плес из села Красное, расположенного чуть выше по Волге, около 30 лет назад. Там родители Глеба окончили знаменитое в профессиональных кругах училище по обработке металлов — КУХОМ. Тогда это было единственное учебное заведение, которое готовило специалистов на ювелирные заводы всего СНГ. По окончании училища отец Глеба сам стал преподавателем, а затем и директором училища КУХОМ, на базе которого создал ювелирный музей. Отец и мама Глеба вместе с друзьями ходили по деревням и собирали коллекцию утвари, с помощью которой раньше создавались ювелирные изделия. Раньше производство было кустарным, и именно из тех краев пошли ювелирные промыслы. 

 

В конце 80-х годов папе Глеба предложили подключиться к проекту создания музея пейзажа в Плесе. Так он стал директором музея, а семья переехала жить в город на Волге. Отец сделал перепланировку здания и собрал первую коллекцию пейзажных работ. Будучи архитектором по образованию, он спроектировал немалое количество домов в Плесе, помимо музея. 

Сперва семья Глеба жила на Плесской набережной, в двухэтажном белокаменном доме с ажурным балконом. Затем художникам разрешили выбрать место в городе для строительства мастерской. Так появился их семейный дом, из гостиной которого открывается один из лучших видов в городе. Дом был спроектирован отцом Глеба — просторный, в скандинавском, нетрадиционном для Плеса, стиле, с большими панорамными окнами, откуда открывается вид на Волгу. Мастерская появилась позднее, примерно 10 лет назад. Она наполнена светом «как у Клода Моне в Живерни». 

До строительства на месте дома был большой сад, который семье пришлось спилить, и все деревья, находящиеся сейчас в саду, семья художников посадила самостоятельно. На территории дома можно увидеть дореволюционную террасу, собранную из огромных валунов. В городе вы встретите много подобных каменных террас, которые делались для удобства ходьбы. Сейчас многие из них заросли и заплыли землей, но угадываются до сих пор. 

Садом Глеб занимается вместе с мамой. Весной в саду все в цвету, растет много разных сортов яблонь, из плодов которых семья делает сидр, вино, пастилу, варенье. Работа над садом и урожаем требует много душевных и физических ресурсов, но, по словам художника, это тоже часть творчества. Сейчас в саду в основном посажены цветы, которые летом Глеб пишет на своих картинах.

 

С наступлением тепла в городе появляется много зелени, и, как говорит Глеб, пейзаж становится слишком однородным, тяжелым для письма. Немногим удается, как Исааку Левитану, видеть огромное многообразие оттенков зелени и писать летние пейзажи. Поэтому классические русские художники старались работать в межсезонье, когда есть больше контрастности, выразительности и декоративности в пейзаже, когда архитектура лучше читается. 

Так и плесский художник, Глеб Жуков, старается работать над пейзажами весной, зимой или поздней осенью, когда вырисовываются проталины, кружево из ветвей, считывается больше орнаментальности. Летом же мастер много преподает. В город приезжает большое количество туристов, которые ищут интересный досуг. Им становятся мастер-классы по живописи или выезды на пленэр.


Все, кто живет в Плесе, работают либо в туризме, либо в творчестве, тут никогда не было промышленности. Глеб мог жить и творить и в Москве, и в Петербурге, но выбрал Плес. «Здесь ты чувствуешь себя творческой единицей, нет такой конкуренции, есть легенда. Привязка к месту, истории, семье. Работается лучше, особенно те семь-восемь месяцев, когда нет туристов. Ты можешь полностью посвятить себя творчеству. Летом же горячая пора, и все норовят тебя отвлечь. Когда ты живешь в красивом городе, у тебя внезапно появляется много родственников и друзей», — рассказывает, улыбаясь, Глеб.

Разговаривая с художником, мы не могли не спросить о том, как изменилась жизнь в Плесе в последнее время и почему, по его мнению, он так популярен сегодня.

Глеб Жуков рассказывал нам о жизни в Плесе, показывая свой дом, который представляет отдельный интерес. Прогуливаясь по дому, мы видели много старинных вещей, картин семьи Глеба и других художников. В доме собрана утварь как из старых домов плесян, уехавших жить в многоэтажные дома, так и из других городов — Парижа, Коктебеля. Семья любит все, что сделано руками, и хранит историю, ведь такие вещи несут тепло. У художника много друзей из других стран, которые также любят приезжать в Плес.

Марина и Дмитрий Голубевы

Дом ювелира Дмитрия Голубева и его жены Марины находится на одной из центральных улиц Плеса. У ворот нас встретила Марина и провела в дом, где Дмитрий работал в мастерской. Семья рассказала о своей жизни в Плесе, и, слушая их, мы, кажется, поняли, почему этот город можно назвать городом счастливых людей.

 

В Плес Дмитрий приехал из Фурманово, что в Ивановской области, вместе с другом художником после училища. Марина попала в Плес из Иваново по направлению в музей-заповедник, отучившись в университете на биолого-химическом факультете, где занималась изучением дикорастущей флоры. Познакомились Дмитрий и Марина уже в Плесе.

 

Вся семья Голубевых имеет отношение к творчеству. Дмитрий Голубев окончил художественное училище, в 2000 году вступил в Союз художников. Ювелирное мастерство же постигал самостоятельно. Сын прошел обучение в училище КУХОМ в селе Красное. Сноха окончила Костромской университет по специализации «гальванопластика» и тоже работает в ювелирном направлении.

Будущий семейный дом Дмитрий купил еще в конце 90-х годов. Дом был нежилым, хоть и мемориальным, с интересной историей. В прежнее время в доме бывали Левитан и Кувшинникова, дружившие с хозяином дома — купцом Фомичевым и его сыном с невесткой. Девушка окончила институт благородных девиц и прекрасно музицировала. Вместе с Кувшинниковой дамы проводили вечера, играя в четыре руки на фортепиано. 

 

Семья Голубевых вдохнула новую жизнь в старый дом, надстроила второй этаж. Изначального варианта дома не сохранилось. После пожара остался лишь каменный этаж, к которому в советское время была пристроена двухскатная крыша. Так как дом представлял объект культурного наследия, новым владельцам разрешили восстановить исторический второй этаж.


Вокруг дома раскинулся красивый сад с собранием уникальных растений. Садом супруги занимаются самостоятельно. Дети живут в Костроме и приезжают редко. Дмитрий предлагает художественные решения, а Марина подбирает сорта растений. 

Вокруг нас растут лаванда, редкие сорта мака голостебельного. «Это сад непрерывного цветения», — объясняет Марина. Цветущие сорта сменяют друг друга буквально каждый день. В саду можно встретить и полезные, и декоративные растения.

 

При проектировании сада Дмитрий, как художник, сразу увидел горки, которые семья постепенно воплощает в жизнь. Весь рельеф сада сделан своими руками. Дорожки выложены булыжником. «В Плесе это хороший тон, — объясняет Марина. — Когда мы покупали дом, земля была выше цоколя, и нам пришлось проводить раскопки. Так мы выкопали много камней. Раньше булыжная мостовая была во всех купеческих дворах. Найденный камень мы и использовали для дорожек сада. Все было добыто и выложено своими руками».

 

Продвигаясь по саду, мы доходим до пионов. «Это древовидные пионы, — поясняет Марина. — У нас были очень большие кусты. Редко кому удается выращивать в своих садах древовидные пионы, но они невероятно красивые. В период их цветения мы по несколько раз в день ходим в сад любоваться цветами. Особенное удовольствие ходить и наблюдать за садом, смотреть, что распустилось, а что отцвело». 


Далее нас встречают махровая сирень, ярко-красная айва. Из этого участка сада открывается вид на Волгу. 

Побывав в Плесе уже в третий раз, мы уехали полные любви к этому особенному месту. Небольшой город на Волге с живописными закатами, русскими избами и усадьбами уже не первое столетие привлекает творческих людей и остается жить в их сердцах навсегда.

Материал стал частью GREY CHIC Magazine №5

 

 

photo credit: Диана Любимцева

 

*ССЫЛКИ В МАТЕРИАЛЕ УКАЗЫВАЮТ НА INSTAGRAM 

(ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)

 

 

© GREY CHIC MAGAZINE