При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Ольга Слугина: «Дом — это отражение индивидуальности человека»

ЮЛИЯ ИШИМОВА

И с этим вряд ли можно поспорить. Зачастую цвет стен или обивка дивана может сказать о вас больше, чем вы сами. Но, как и любому языку, интерьерному тоже нужно учиться. А если самому постигать все грани этого вида искусства не хватает терпения или таланта, то самое верное решение — обратиться к «переводчику». Вот и редакция GREY CHIC Magazine встретилась с дизайнером интерьеров Ольгой Слугиной, чтобы поговорить о том в каких квартирах предпочитают жить современные петербуржцы, почему ваш дом может выдать все ваши тайны и как важно понимать свои истинные желания.

ABOUT

 

|

 

ОЛЬГА СЛУГИНА

Ю.: Готовясь к интервью, я наткнулась на ваш пост в соцсети под заглавием «Без художки не быть дизайнером интерьеров», но вы все-таки стали. Как? 

 

О.: Если кратко, это было очень непросто. Но в то же время решение не было сложным, а точнее — оно было единственным. В 11 классе, когда настал момент определиться с университетом, первое, о чем я подумала, был архитектурно-строительный. Да, я не заканчивала художественную школу и ни дня не училась профессиональному искусству, но в течение всей жизни я обожала что-то делать руками. Сначала — поделки, открытки. Потом — начала шить, рисовать постеры. 

 

Я родилась в Тольятти, и самый ближний университет находился в Самаре. Вместе с одноклассницей мы поехали в деканат, чтобы узнать, как происходит процесс поступления и, как выяснилось, абитуриентам необходимо было сдать экзамен, а для этого нужна была хотя бы какая-то база — она у меня была, так скажем, нулевая. У меня не было опыта ни в макетировании, ни в графике, ни в рисунке. Но, к счастью, в университете был полугодовой курс, где школьников как раз готовили к поступлению и сдаче экзамена. Занятия проходили два раза в неделю — среда и суббота. Так как я проходила этот курс, будучи еще в 11 классе, мне приходилось регулярно прогуливать школу. У нас было три дисциплины по три часа — девять часов в день, представляете? 

 

Ю.: И за полгода реально обучиться с нуля, чтобы поступить? 

 

О.: Да, как видите, реально. Непросто, но вполне возможно. Хотя таких, как я, было немного. В основном большинство сознательно шли к этому долгие годы — учились в художественной школе, как минимум.    

Ю.: Какой был ваш первый реализованный дизайн-проект? 

 

О.: На первом курсе я была очень амбициозна, наверное, как и все в этом возрасте. Мы с подругой решили заняться декоративной росписью стен. На черно-белом принтере мы распечатали объявление и просто клеили их на все встречающиеся нам входные двери. Благодаря своей юношеской самоуверенности мы не стеснялись просить за услуги довольно большие суммы, но, представляете, люди соглашались. Так у нас появились первые клиенты. Некоторые из которых даже стали постоянными — кто-то покупал квартиру, потом вторую, потом загородный дом, и мы расписывали там стены. 

 

Многие педагоги совмещали преподавание с основной работой действующих дизайнеров, и зачастую отдавали часть проектов, которые были, так скажем, не их уровня, студентам. Один из них поделился со мной очень маленьким проектом — декорирование комнаты отдыха в бане, которая располагалась на цокольном этаже загородного дома. То есть это был даже не полноценный дизайн-проект, но в этой малюсенькой комнате я проявила себя, как только могла. Сама сделал барельеф рыбы, нашла настоящую рыболовную сеть, из которой смастерила перегородку. А дальше этот заказчик уже доверил мне целый загородный дом, но уже не под декорирование, а полноценный дизайн интерьера. А потом — его сосед обратился ко мне. В общем, сарафанное радио. Но тот крошечный предбанник и был моим первым самостоятельно реализованным проектом. 

 

Ю.: Я очень часто представляю, как будет выглядеть моя идеальная квартира в будущем — что-то необычно, «не так, как у всех». Но с другой стороны, все должно быть практичным, чтобы постоянно не сдувать пылинки с этого интерьерного произведения искусства. Как соблюсти эту грань? 

 

О.: Как раз для этого и обращаются к дизайнеру интерьеров, чтобы понять, что ты действительно хочешь и сформировать из этих разрозненных желаний единую картину. На самом деле люди очень разные. Кто-то хочет вот ту самую идеальную во всех смыслах квартиру с множеством декора и деталей. И они готовы ежедневно тратить время на «сдувание пыли» с лепнины, картинных рам, ваз и роялей. Но есть те, кто не хочет уделять так много внимания просто красивым вещам. Они говорят: «Мы ненавидим пыль, поэтому никаких открытых поверхностей — никаких полок, никакого объемного декора, никаких молдингов». Интерьер — это отражение личности. Не бывает двух одинаковых пространств, потому что каждый обитающий в нем человек — уникален. И понять эту индивидуальность и ее истинные запросы — моя задача.

 

Ю.: А как вы относитесь к чересчур эксцентричным проектам, которых, очень много в Петербурге? Например, когда квартира больше напоминает музей или особняк XVIII века. 

 

О.: Десять лет назад, когда я только начинала работать в Петербурге, я бы, наверное, сказала, что это не мое. Все мои интерьеры были очень минималистичные и современные. Но со временем, буквально три года назад, я создала проект, где был и лепной декор, и винтаж, и яркая цветовая палитра. Поэтому сейчас я отвечу, что я обожаю такие проекты. 

 

И на самом деле я тоже думала, что таких эксцентричных, как вы выразились, интерьеров в Петербурге множество, но это не совсем правда. Общаясь с профессионалами, я узнала, что подобных проектов примерно 50 процентов. Остальные — очень современные. Мне казалось, что Петербург со своей историей не может не вдохновлять на соответствующий интерьерный стиль, оказалось, нет.

Ю.: Вы сказали, что каждый проект уникален и создан для конкретного человека. А как же собственный стиль дизайнера? Или он остается на втором плане? 

 

О.: Это очень сложный и интересный вопрос. Все зависит от дизайнера. Есть те, кто привык делать все проекты в одном стиле. Или же они создают интерьеры, в которых бы сами хотели жить. Каждый такой объект — это в большей степени идея самого дизайнера, а не воплощение желаний клиента. Я же, напротив, создаю интерьеры абсолютно разные по настроению, стилю, цветовому решению. Поскольку я убеждена, что жилье должно соответствовать человеку, его образу жизни, его жилому комплексу, в конце концов. Интерьер — это собственность клиента, а не дизайнера. Когда я отправляю свое портфолио заказчикам, я часто говорю: «Да, все проекты очень разные, и вам даже может ни один не понравится. Но не бойтесь, мы создадим «ваш» интерьер, и он будет отражать именно вас». 

 

Ю.: Насколько сложно переключаться с одного проекта на другой? С одного пространства с особым характером на другое, порой совершенно противоположное по духу? 

 

О.: Я не создаю много интерьеров параллельно. Каждый мой проект авторский, то есть проработан индивидуально мной. Поэтому у меня нет такой текучки по 20-30 проектов, как это бывает в крупных дизайн-студиях. И, соответственно, нет проблем переключиться. Я делаю один заказ и полностью в него включаюсь. Да, могу вести еще несколько, но сложностей с этим не бывает. Придумывая каждый раз что-то новое, я раскрываюсь иначе и порой с неожиданной даже для себя самой стороны.

 

Ю.: Бывало ли у вас такое, что с первой встречи вы осознаете, что у вас с клиентом совершенно разное понимание прекрасного? В таком случае вы все равно беретесь за работу и пытаетесь посоветовать человеку, как лучше, или тактично отказываетесь от проекта? 

 

О.: Знаете, каждому дизайнеру — свой клиент, а каждому клиенту — свой дизайнер. Перед подписанием договора я всегда назначаю личную встречу, чтобы познакомиться, немного узнать друг друга и понять, сможем ли мы вместе создать нечто замечательное. Бывало, по телефону казалось, что да, это потенциальное сотрудничество. А при встрече я понимала, что нет, мы совсем не подходим друг другу. 

 

Есть определенный тип личности, который с самого начала знает, что хочет, и считает это мнение единственно верным. Но я не готова просто быть чьими-то руками, когда человек не принимает советов, а всего лишь требует достать определенный вид плитки или какой-то книжный стеллаж. В таких случаях я отказываюсь и говорю, что человеку вряд ли вообще нужна моя помощь.  

 

Ю.: Интересуясь историей моды, я понимаю, что дизайнеры одежды выпускают свои коллекции, основываясь в первую очередь на трендах. А что насчет дизайнеров интерьеров? 

 

О.: Да, конечно, в дизайне есть свои тренды, и каждый человек может с легкостью их сам отследить, например, в коммерческих помещениях — салонах красоты, ресторанах, отелях и так далее. Но, как и любые модные веяния, тренды в дизайне интерьера быстро уходят — буквально год, два или три. Если у заказчика есть запрос на популярный дизайн, я предупреждаю, что спустя какое-то время он перестанет быть актуальным. Но некоторые настолько мечтают о чем-то подобном, что стоят на своем и даже согласны переделать ремонт, когда тренд пройдет или жить в «немодном» дизайне. 

Ю.: Я помню, что когда-то, много лет назад, были популярны разноцветные кухонные гарнитуры. В квартире у моих родителей был оранжевый, например. А какие сейчас самые яркие тренды? 

 

О.: Один из главных — натуральность. Вообще, сейчас общество стало очень осознанным — кто-то сортирует мусор, кто-то носит одежду из переработанных материалов, кто-то пересаживается на электромобили. А кто-то хочет жить в экологически чистом интерьере — натуральная паркетная доска вместо ламината, натуральные обои без химических красителей. В палитре это тоже прослеживается. В основном люди выбирают приглушенные природные оттенки. И в материалах — дерево, камень, лен, рогожка, букле. Думаю, вы сами не раз замечали подобные пространства. 

 

Параллельно с натуральностью развивается любовь к эклектике. Если раньше все стремились сделать все в одном стиле, то сейчас интерьеры более смелые. В одном пространстве могут сочетаться разные направления и эпохи, например, минималистичный диван графичной формы и фантазийный винтажный сервант для посуды или какой-то старинный комод с интересной историей. Кстати, винтаж — это тоже тренд. Особенно, я замечаю, пристрастие к антикварной посуде. 

 

Еще — технологичность. Я сама не раз внедряла в свои проекты систему «умный дом» и могу сказать, это невероятно удобное изобретение. Но при всей нарочитой современности технологии никак не влияют на дизайн. Конечно, это может быть и дом, выполненный из стекла, мрамора и металла, но также и уютная квартирка во французском духе. 
 

Ю.: У вас есть любимый стиль в оформлении интерьеров? 

 

О.: Я восторгаюсь предыдущими эпохами и отношусь к творениям того времени с большим уважением. Например, когда я путешествовала в Милан, я не могла отвести взгляд от местной старинной архитектуры. Но все же я современный дизайнер и предпочитаю следовать актуальным направлениям. И я совсем не против, когда в интерьере сочетается нечто новое и некоторые исторические детали, гармонично интегрированные в пространство. 

 

Большинство людей восхищаются архитектурой барокко или готики, но исключительно как произведениями искусства, и не готовы в этом жить. Интерьеры должны идти в ногу со временем. Я, как причастный к этой сфере человек, очень хочу, чтобы созданные мной и другими профессионалами проекты оставили свой след. Я думаю, у каждой эпохи есть свой характерный стиль, и нам сейчас необходимо делать такие интерьеры, которыми запомниться наше столетие. И, конечно, любое помещение должно быть вписано в окружающее пространство. Например, квартира с барельефами, старинным паркетом и искусством XVIII века смотрелась бы не очень уместно в самом новейшем жилом комплексе, и наоборот.  

 

Ю.: Говорят, что по дому человека можно многое понять о нем. Что вы можете сказать о человеке, смотря на его дом глазами профессионала? 

 

О.: У меня действительно есть некая профдеформация. (Улыбается.) Когда я куда-то прихожу, сначала я смотрю в общем, а потом начинается… «О! А что это за плинтус? Почему светильники на такой высоте висят? Классные обои!». Но на самом деле по интерьеру действительно можно многое узнать о человеке — какой у него характер, какую позицию он хочет занимать в обществе, какие у него увлечения. Например, любит читать — обязательно будет внушительная библиотека, занимается спортом — отдельная комната под тренажеры или хотя бы какой-то инвентарь, шьет — швейная машинка и манекены. Один мой клиент обожал лягушек — постоянно привозил из путешествий небольшую фигурку или получал в качестве сувенира в подарок. И всю эту коллекцию необходимо было гармонично вписать в пространство.

Ю.: Я заметила, вы сказали: «Какую позицию человек хочет занимать в обществе». Но зачастую «желаемое» — не равно «действительное». Знаете, как с гардеробом бывает, что кто-то одевается так, как модно, и так, как он думает, что произведет лучшее впечатление, а не так, как хочет. Бывало ли у вас такое, что вы понимаете, что через интерьер хочет кем-то показаться, а не создать нечто, исходя из собственных предпочтений? 

 

О.: Бывает такое, что человек сам себя не до конца понимает. Например, клиент приходит с запросом интерьера в темных тонах с обилием металла и обязательно с камином. Но в процессе я поняла, что это не его желание, а где-то подсмотренное. Всегда нужно понимать и правильно формулировать то, что ты хочешь. Это касается всех сфер жизни. Не нужно пытаться удивить кого-то, или хотеть быть похожим на кого-то, или стараться показаться тем, кем ты по сути не являешься. И если в большинстве случае каждый должен справиться с этим выбором сам, то хотя бы с интерьером может помочь специалист. В самом начале работы я просто беседую с человеком на отдаленные от дизайна темы — о путешествиях, воспоминаниях, увлечениях, работе. И постепенно люди начинают открываться и честно делиться тем, как выглядит их дом мечты. А еще не нужно бояться говорить «нет». Не стесняйтесь обидеть или как-то задеть дизайнера. Я всегда прошу выражать свои мысли честно хотя бы на уровне эмоций — нравится или не нравится. Говорят, нужно быть, а не казаться. Ваш дом — это ваш дом. Если он создан для того, чтобы просто быть показанным, он не настоящий. Это подделка.    

 

Ю.: С желаниями одного все более менее понятно. А вот что касается пар? Например, жена без ума от винтажной мебели и стиля французского шато, а муж видит себя только в технологичном и современном пространстве. У вас были такие случаи? Что вы могли бы посоветовать? 

 

О.: Когда я встречаю подобные пары, то сначала мы очень долго все обсуждаем — что нравится одному, а что другому. После этого моя задача — грамотно скомплектовать желания обоих и предложить что-то более или менее конкретное. Тут я немного подключаю психолога в своей голове и пытаюсь понять, что будет приемлемо и комфортно для всех. 

 

Существует и другой вариант, когда муж с женой делят пространство на так называемые зоны влияния. Например, гостиная и кухня принадлежат ей, а кабинет и ванная комната — ему. Но невозможно сделать все по-разному, поэтому и здесь я пытаюсь гармонизировать интерьеры между собой. Но решение даже, возможно, в неразрешимых на первый взгляд ситуациях безусловно есть. 

 

Ю.: Что вам кажется самым сложным в вашей работе? 

 

О.: Я не скажу, что это самое сложное, но самое главное — точно. Это налаживание контакта и формирование доверия. Первые две встречи достаточно холодные. И чем быстрее человек поймет, что ему необходимо открыться и не бояться, тем быстрее и легче пойдет работа. 

 

Ю.: А самым любимым?

 

О.: Весь процесс реализации. Видеть, как образ на бумаге становиться явью, — это потрясающе! 

Ю.: Большинство ваших проектов реализованы в Петербурге. Отражается ли дух города в стилистике созданных вами дизайнов? 

 

О.: Как правило, люди, которые покупают квартиры в центре города, имеют особые чувства к его истории. Поэтому, конечно, это отражается и в интерьере. Но те, кто предпочитают более современный интерьер, скорее приобретут жилье в новом жилом комплексе. 

 

Но если говорить про истинно петербургскую квартиру, мне несколько раз приходилось бывать в таких. Очень много книг, светильники, роскошные люстры, огромные проемы с анфиладными дверями, шикарный обеденный стол. И вот это для меня традиционный Петербург. 

 

Ю.: Первое, что приходит в голову, когда слышишь «квартира в Петербурге», это ее исторический облик — то, о чем вы сказали. Я сама не раз ловила себя на этом образе. Но все-таки сейчас Петербург — это современный город с новым жильем и новым взглядом на интерьер.  

 

О.: Этот город неотделим от своей истории. В особенности его центр. Но многие люди, живущие здесь, не имеют корней — они переехали сюда из других мест. Безусловно, они уважают его культуру, но не являются ее частью и не хотят полностью перенимать ее. Поэтому если мы говорим о современном Петербурге, то это точно не центр. 

Ю.: У вас есть проект-мечта, который вы до сих пор не реализовали? 

 

О.: Это даже не то, что проект, а просто мечта. К сожалению, большинство мебельных центров в нашей стране, по правде говоря, ужасны. Там нет гармонии и вкуса. И, как следствие, многие созданные без помощи дизайнеров интерьеры тоже не слишком привлекательны. Я бы очень хотела, чтобы у нас появились пространства, куда можно было бы прийти, вдохновиться, возможно, получить некоторые консультации, приобрести предметы мебели декора, сочетающиеся между собой. Я бы сама с радостью стала частью такого места, которое мотивировало бы на создание по-настоящему особенных и красивых квартир. 

 

А если именно проект-мечта… Я говорила, что создаю интерьеры при взаимодействии с клиентом. Но я бы очень хотела, чтобы однажды человек просто дал мне ключи, назвал адрес и сказал: «Делай все, что хочешь!». Я понимаю, что это должен быть очень рискованный человек и максимальное доверие.

 

Ю.: А вы замечаете отличия между тем, как обустраивают свои дома и квартиры иностранцы, и тем, как это делают здесь? 

 

О.: Недавно у меня был опыт работы в Дании. Я была поражена, насколько местные жители не стараются создать из своего жилья нечто особенное — их интерьеры крайне стандартизированы, даже слегка аскетичны. Там даже нет специалистов, которые могут сделать что-то на заказ. Например, в России есть возможность придумать что угодно, и это создадут по твоему собственному эскизу. Там — нет. 

 

Но одно из основных отличий, которое замечает, наверное, каждый, — это то, что в России не сформировался какой-то определенный интерьерный стиль. И это очень грустно. Говоря о Франции или об Италии, мы сразу можем представить себе местную квартиру. Или, например, о Японии — то же самое. Но у нас такого нет, если не считать настенных ковров и советских сервантов из прошлого. Я бы искренне хотела, чтобы со временем появился образ русского интерьера — именно современного. 

Ю.: Ковер, сервант — это все что-то из советской истории. Возможно, в ней и проблема? Точнее, в том, что у русской аристократии до революции определенно был свой стиль, а с ее исчезновением будто тоже потерялся. У многих стран не было такого разлома — их культура (и интерьеры) развивались постепенно, и сейчас мы видим то, что видим. А у нас просто не было этого времени, чтобы создать новое с нуля. 

 

О.: Да, вы правы. Даже что касается производства. Мы все предпочитаем плитку из Испании, мебель из Италии. Но в России буквально несколько лет назад тоже начали появляться классные фабрики с качественными товарами. Но им действительно нужно время, чтобы сделать что-то не просто качественное, а создать свой стиль. Чтобы это были не однообразные вещи, а то, что вызывает настоящую гордость. 

 

Ю.: У нашей редакции есть традиционный вопрос, который мы задаем в завершение каждого интервью. И под конец нашего я хочу адресовать его вам. Если бы вы могли описать «дом» тремя словами, то какими бы они были? 

 

О.: Отражение индивидуальности человека. 

На вопросы отвечала: Ольга Слугина

photo credit: Ольга Слугина

 

*ССЫЛКИ В МАТЕРИАЛЕ УКАЗЫВАЮТ НА INSTAGRAM (ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)

© GREY CHIC MAGAZINE