При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Мода и искусство: арт-перформансы на мировом подиуме

 ОЛЬГА ЛОМАЙКИНА

Арт-индустрия и мода идут рука об руку не первое десятилетие. Культовые кутюрные платья выставляются за стеклами витрин музейных залов, а модные показы превращаются в зрелищные арт-перформансы. Манипуляции светом и музыкой, необычные локации и разнообразные театральные приемы сливаются в единый ансамбль, который производит неизгладимое впечатление на зрителя. Уникальные форматы дефиле призваны вызвать у пресыщенной публики эмоции, дать импульс к размышлению, и доказать, что показ — это не просто очередное формальное мероприятие с банальным сюжетом. Редакция GREY CHIC Magazine нашла в архивах модных Домов представления, которые вызвали широкий резонанс и стали по-настоящему легендарными. 

Maison Margiela SS 1992

Показ в периферийном районе города, в андеграундном ночном клубе, на пустынной парковке — куда только не приглашал парижский бомонд еще юный революционер Мартан Маржела. Однако необычный выбор места для шоу, безусловно, не единственный прием в его творческом арсенале. Показ весенне-летней коллекции 1992 стал настоящей феерией, где каждый элемент был выверен до мелочей. Шоу проходило на заброшенной станции метро, освещенной тысячами восковых свечей. Модели со сверкающими стразами в уголках глаз шли по обветшалым лестничным ступеням в одежде, которая плавно сливалась с их телом. Узор, нанесенный краской на руки манекенщиц, имитировал принт на платьях, юбках и брюках, размывая черту между высоким искусством и повседневной жизнью.

Alexander Mcqueen SS 2001

Рассматривая модные показы через призму арт-перформансов, нельзя обойти стороной эксцентричного и талантливого Александра Маккуина, каждое шоу которого наполнено романтикой и ужасом одновременно. Вдохновленный работами скандального фотографа Джоэля-Питера Уиткина, на показе весенне-летней коллекции Voss 2001 года дизайнер перенес зрителей в пространство викторианской психиатрической больницы со стеклянными стенами, на которые опирались модели с обмотанными муслином головами. Они двигались в замкнутом пространстве, смеясь и хватаясь за голову, правдоподобно подражая психически больным людям. «Мне нужно, чтобы вы сошли с ума, чтобы у вас случился нервный срыв, смерть, а затем вы снова вернулись к жизни», — именно так наставлял моделей перед шоу Александр. В финале представления куб, стоящий посреди стеклянной комнаты, раскололся на части, выпустив на зрителей сотни мотыльков и обнажив не менее провокационную картину — полную обнаженную женщину с ужасающим гримом и дыхательной трубкой. Модная общественность была шокирована происходящим, но такой мрачный художественный язык дизайнер выбрал далеко не случайно. «Метод шоковой терапии» позволил ему натолкнуть представителей светского общества на размышления об их самых главных страхах — ментальных проблемах и неприятии своего тела.

Hussein Chalayan SS 2007

Хуссейн Чалаян — визионер и общепризнанный гений в искусстве перформанса. Каждый показ провоцирует, эпатирует и восхищает модную публику, убеждая в том, что источник его новаторских идей неисчерпаем. Шоу One Hundred and Eleven модельер называет самым сложным за всю свою карьеру, когда он буквально рыдал от стресса. Результатом его изнурительного труда стало представление, на котором вещи трансформировались на глазах, демонстрируя наряды разных эпох. Модели выходили в роскошных многослойных платьях в викторианском стиле, но после мгновенной метаморфозы оказывались на подиуме в платья-чарльстон эпохи ар-деко. При помощи механизма со встроенным управлением Чалаян представил настоящую ретроспективу вечерней моды и показал безграничные возможности современных технологий.

Iris van Herpen FW 2014

«Всей своей работой я даю понять, что мода — это художественный акт, а не только функциональный, бессодержательный или коммерческий инструмент», — транслирует свою идею голландский дизайнер Айрис ван Херпен, и это не пустые слова. Одно из самых эпатажных и волнующих шоу в истории моды — показ ее осенне-зимней коллекции Biopiracy 2014 года, на котором несколько моделей были помещены в герметичную вакуумную упаковку. Будто человеческие эмбрионы, они двигались в замкнутом пространстве, пока другие девушки свободно перемещались по подиуму в футуристичных платьях. Свой художественный акт Айрис назвала Biopiracy, что в переводе с английского означает «Биопиратство». Дизайнер хотела донести до зрителя мысль об обратной стороне восхваляемого многими прогресса, когда крупные корпорации могут запатентовать даже человеческие гены, а наше тело постепенно превращается в товар.

I

photo credit: internet

© GREY CHIC MAGAZINE