5 кинолент, после которых вам захочется сходить к гадалке или, как максимум, самой ей стать. А почему бы и нет?
Бывали ли у вас моменты, когда казалось, словно какие-то силы свыше ведут вас, указывают путь и направляют по дороге судьбы?
Наверное, всем нам хотя бы раз хотелось как-то воздействовать на свою жизнь волшебным образом, переписать ошибки прошлого, заглянуть в хрустальный шар, чтобы увидеть будущее или нагадать ту самую единственную любовь. Порой, мы обращаемся к магии за советом или помощью, когда кажется, что своих сил больше не хватает и наступают моменты отчаяния. Кто-то искренне верит, что все предначертано свыше, хранит в шкафу любимую колоду карт и периодически «балуется» с раскладами или обращается к профессионалам своего дела, а кто-то, напротив, скептически относится к любым «шаманским» штучкам и руководствуется исключительно здравым смыслом.
Существует ли магия на самом деле? И надо ли так порой безрассудно вверять в ее тонкие изящные пальцы свою судьбу или стоит лишь тихонько наблюдать со стороны за этими странными, таинственными колдунами и чародеями, которым, как нам кажется, известно намного больше?
«Дар»
(2000), реж. Сэм Рейми
В 2000 году режиссер Сэм Рейми, чья фильмография включает в себя переплетение сказок и ужасов, выпускает картину «Дар» с Кейт Бланшетт в главной роли по сценарию Билли Боба Торнтона. С первых кадров зрителя встречает туманная гладь воды и лес с массивными деревьями, чьи ветви, словно руки, готовы принять в свои крепкие объятия. Кажется, словно природа дышит и зовет к себе, пытаясь поведать какую-то страшную тайну. Сразу становится понятно, что впереди ждет что-то загадочное и опасное, напряжение уже витает в воздухе, словно вот-вот из чащи появится бестелесный дух и заберет в свой вечный покой.
На экране появляются женские руки, раскладывающие карты Зенера. Молодая мать-одиночка и вдова Анабель Уилсон (Кейт Бланшетт), воспитывающая троих сыновей, зарабатывает на жизнь гаданием каждому, кто запутался и ищет ответа. Ее расклады не являются панацеей от всех напастей, а лишь указывают какой дорогой стоит пойти, чтобы избежать возможной беды. Облик Анабель слегка не от мира сего: светлые вечно растрепанные волосы, немного потерянный и уставший взгляд и изрядно поношенная одежда. Она старается быть со всеми приветливой и не отказывает никому, кто к ней обращается. А для бывшего наркомана Бадди (Джованни Рибизи), старающегося изо всех сил удержаться на краю пропасти и борющегося с травмой детства, Анабель и вовсе является единственным другом, который принимает его таким, какой он есть — без неприязни и осуждения.
Но за свой дар предсказательнице периодически приходится расплачиваться, ведь в искренних попытках помочь людям она вызывает у местных жителей не только благодарность, но и гнев тех, кто считает ее обычной шарлатанкой или, чего хуже, ведьмой, владеющей черной магией.
В первой части картины зрителя знакомят с персонажами, недвусмысленно указывая на то, кто здесь хороший, а кто — плохой, но затем все карты путаются и, кажется, что уже все присутствующие — это стадо волков в овечьих шкурах. Актеру Киану Ривзу на этот раз досталась роль злодея, на которого сразу же вешают все смертные грехи, но глядя на то, как он изо всех сил пытается играть агрессивного мужлана, систематически избивающего свою жену (Хилари Суонк), хочется сказать: «Не верю!», уж больно закрепился за ним образ положительного героя.
Помимо дара предсказания, Анабель также может общаться с призраками. Некоторые вступают с ней в словесный контакт, и по виду их сложно отличить от живых, а некоторые появляются в форме обезображенных полуразложившихся трупов. Так, главную героиню предостерегают о том, что совсем скоро начнется шторм, несмотря на чистое небо, и с того момента ее начинают преследовать видения, раскрывающие тайны жестокого убийства молодой девушки (Кэти Холмс).
Картина выполнена в достаточно теплых тонах с обилием зеленых оттенков, что поначалу располагает и дает проблески надежды, но постепенно с распутыванием этого клубка из тайн и загадок атмосфера становится все более мрачной, а повествование напряженным. Темпоритм фильма не дает ни на минуту расслабиться, чтобы перевести дух. Несмотря на то что в ленте нет явных страшилок, ощущение нарастающего саспенса все время усиливается с помощью эмоциональных сцен, в которых персонажи в желании получить возмездие за свои страдания порой совершают шокирующие поступки.
В эпизодах, в которых героиня Бланшетт бродит по закоулкам своих видений, все, словно в дымке из грез, а сама она, как лесная нимфа, облаченная в белое легкое платье посреди поля из хрупких лилий. Но ее сказочный сон прерывается кошмаром, отражающим жестокую реальность, с которой ей придется столкнуться, чтобы добиться справедливости.
Режиссер Сэм Рейми снял мистическую драму с элементами триллера о человеческих пороках и желаниях, которые могут привести к плачевным последствиям. Развязка для кого-то будет непредсказуема, но в духе всей ленты — так же загадочна, с таинственным послевкусием.
Иногда то, что является даром, который одни так страстно хотели бы заполучить, для других является родовым проклятием. И единственное, что остается, чтобы окончательно не потерять себя в этой чаще мрака — это быть верным самому себе и слушать голос совести, тогда и карты будут благосклонны, а призраки дружелюбны.
«Клео от 5 до 7»
(1962), реж. Аньес Варда
В 1962 году француженка Аньс Варда сняла по собственному сценарию картину «Клео от 5 до 7», в которой сквозной нитью проходит тема суеверий. Юная певица Клео Виктуар (Корин Маршан) подозревает, что она серьезно больна и в подтверждение своих догадок, помимо сдачи медицинских анализов, обращается к гадалке за помощью. Та пророчит девушке неутешительный исход.
Сцена расклада открывает фильм, это единственный эпизод, выполненный в цвете, который так выбивается из общего монохрома ленты. Тем самым Варда будто намекает, что карты как раз и обладают той самой жизненной энергией и силой и именно к ним стоит прислушаться, ведь только они знают всю правду наперед. После трехминутного гадания зрителя на полтора часа погружают в один день одной женщины, чья жизнь резко лишилась всех красок. Клео охватывает тревога, что вот-вот все закончится и ее еще такой короткий земной путь вдруг прервется.
Варда снимает фильм в бунтарской стилистике «новой волны», в каких-то сценах предельно документально, но при этом разбавляя собственными изящными приемами и искусно сотканными кадрами, будто сошедшими с известных полотен.
Камера повсюду следует за героиней, периодически резко наезжая на ее кукольное личико, которое недовольно собственным отражением в витрине магазина. Режиссер будто пытается детально разглядеть свою подопечную, позволить зрителю прочувствовать всю ее безысходность, тревогу и переменчивость настроения. Клео злится на жизнь и в то же время всеми силами пытается за нее ухватиться, она блуждает по городу то в компании своей умудренной опытом ассистентки, то с беззаботной подругой-натурщицей, а то и вовсе в полном одиночестве. И каждый раз на ее пути попадаются различные сигналы, символизирующие трагический исход, начиная с разбитого зеркальца и заканчивая убийством прохожего в кафе. Периодически она пробегает через площадь, на которой проводят различные сеансы «магии и волшебства».
Фильм поделен на главы с точным временем показанных в нем событий. Таким образом, зрителю словно дается возможность наблюдать за героиней в «реальном времени», а любопытные взгляды прохожих-зевак, попавших случайно в кадр, и вовсе делают картину более живой и настоящей, словно мы видим просто выхваченный кусочек из чьей-то жизни.
Сама Клео, будто заколдованная принцесса из сказки, живущая в своей большой просторной «башне», уставленной викторианской мебелью с качелями посреди комнаты. Она, как ребенок, капризна и требовательна, но в то же время многое вокруг ее страшит и беспокоит. Она не может в полной мере насладиться жизнью без оглядки, ей кажется, что для всех она лишь объект желания, который непременно надо рассмотреть поближе.
Практически весь фильм — это одна большая прогулка по городу с демонстрацией жизни в своей естественной среде и незатейливыми бытовыми разговорами. Но, кажется, что героине по-настоящему не к кому обратиться, все воспринимают ее достаточно поверхностно, и только случайная встреча с бесстрашным солдатом-романтиком, который вызывается составить ей компанию, чтобы встретиться с пугающей правдой, дает Клео надежду на лучшее.
Несмотря на предостережения ассистентки девушка решает наплевать на все запреты и приметы и провести время так, как ей хочется. За эти несколько часов она проходит все стадии: от страха смерти до ее принятия и в конечном итоге освобождения от этого тяжелого бремени неизвестности.
И даже несмотря на то что Клео осознает, что ждет ее в будущем, она больше не боится этого, а, напротив, ощущает внутреннюю свободу и радость, и никакие гадания ей больше не страшны, насколько бы правдивыми они ни оказались.
«Магия лунного света»
(2014), реж. Вуди Аллен
Одно из главных правил магии,
так это то, что маг не должен
повторять свой трюк
Иногда на пути встречаются и те, кто дурят и обманывают людей, зарабатывая на их слабостях. Любитель каверзных разоблачений человеческих страстей Вуди Аллен снимает картину, в которой от магии — лишь одно название и пара фокусов. Главный герой в исполнении Колина Ферта — именитый английский иллюзионист Стэнли Кроуфорд — такой же закоренелый циник и скептик, как и сам Аллен, решается «раскусить» ведунью и предсказательницу юную американку Софи Бейкер (Эмма Стоун), чьи таланты в области прорицания никого не оставляют равнодушным.
Если Стэнли только играет на публику и признает, что он лишь искусный фокусник, мастерски владеющий своим ремеслом, то Софи, напротив, не краснея, называет себя истинным экстрасенсом, общающимся с духами на высшем уровне.
Периодически ей «приходит информация», после которой она молниеносно угадывает самые тайные секреты собеседника, словно они отпечатаны у него на лбу. В ее лексиконе постоянно присутствуют заезженные фразы-клише обычных шарлатанов, которые она выдает за чистую монету. Богатое семейство, в чье доверие Софи с такой легкостью удается втереться, тешит себя иллюзиями, что существует иной мир, в котором обитают призраки, жаждущие выйти на контакт с теми, кто все еще из плоти и крови.
Фирменный почерк режиссера сразу узнаваем, его современные работы — это всегда что-то теплое, легкое, ненавязчивое и, разумеется, ироничное. И как обычно, Аллена интересуют именно люди, а не декорации, хотя и о них он не забывает позаботиться, искусно насыщая кадр атмосферой роскоши и изящества.
Режиссер наполняет свой фильм не только сатирическими философскими разговорами, но и комичными ситуациями, которые в конечном итоге приводят к сближению главных героев, ведь ничто так не одурманивает, как любовь, и только она способна разрушить все наши стены и внутренние преграды.
В одной из сцен интеллигентные начитанные мужчины в смокингах и женщины в вечерних платьях на полном серьезе рассуждают о том, что возможно, а что нет, и как наука потеряет всяческий смысл, если человечество массово поверит в то, что спиритический сеансы — это не просто чей-то умело спроецированный трюк.
Аллен демонстрирует, как легко человека можно обдурить, лишь подарив ему надежду. Все мы немного дети в душе. И всем нам хочется верить в волшебство, ведь порой этот мир так груб и жесток, что таким образом мы просто хотим защитить и уберечь себя, закрыть глаза на безобразную правду и просто раствориться в блестящей иллюзии.
«Колдовство»
(1996) реж. Эндрю Флеминг
Порой магия может быть не столь безобидной и приносить не только пользу, но и быть губительной для тех, кто беспардонно осмеливается вторгнуться в ее владения.
Фильм «Колдовство» (1996) режиссера Эндрю Флеминга рассказывает историю четырех школьниц, решивших изменить себя и свой маленький мир с помощью колдовских чар и заклинаний.
Три подруги гордо величают себя ведьмами, вот только на практике у них ничего толком не выходит до появления новой ученицы Сары (Робин Таннин), которая действительно отличается от остальных, но не догадывается о своих сверхспособностях, пока не сближается с чудаковатыми одноклассницами — изгоями всей школы.
Вместе они обнаруживают, как легко можно избавиться от проблем, излечить ненавистный телесный недуг, отравляющий жизнь, отомстить издевающейся над всеми заносчивой девчонке, наложить любовный приворот на понравившегося мальчика и просто почувствовать превосходство над остальными.
С помощью Сары им наконец-то удается применить свои чары в полном объеме. Закупившись необходимой литературой и всевозможной утварью в оккультном магазине, волшебницы начинают творить свои мистические обряды, которые чудесным образом начинают работать. Стоит только захотеть, и все происходит, как по взмаху волшебной палочки.
Сначала картина выглядит вполне невинным девичьим фильмом, в котором юные чародейки играют в колдовство, словно в куклы. Но чем мощнее становятся их заклинания, тем сильнее усиливается атмосфера темноты, сгущающаяся над героинями.
Сара всем своим видом и поступками излучает свет и добро, в отличие от Нэнси (Файруза Балк), которая даже внешне противостоит подруге и больше похожа на злобную ведьму из страшной сказки с безумным взглядом и в соответствующем мрачном наряде. Фильм построен именно на противостоянии добра и зла, которое поначалу лишь слегка уловимо, но постепенно начинает приобретать более крупные масштабы. Раскол дружбы происходит в тот момент, когда Сара понимает, что все их оккультные практики только вредят окружающим, и в том числе им самим.
Сцены с обрядами и превращениями выглядят вполне достойно и даже в конце картины способны немного напугать, в основном благодаря игре Файрузы Балк, в чье безумие и одержимость начинаешь безоговорочно верить. А саундтрек усиливает это особое магическое настроение, разбавляя порой и без того мрачные кадры, делая их более легкими для восприятия.
Из легкого молодежного фильма лента превращается в нечто мрачное и тяжелое так же, как и главная антагонистка, которая чуть ли не продает душу дьяволу, лишь бы стать самой могущественной. Нэнси начинает утопать в своей власти и жажде большей силы, ей становится мало того, что она имеет. Теперь чары полностью контролируют ее. Изображенный на иллюстрации в одной из магических книг шторм, словно оживает, и начинает затягивать Нэнси в свою пучину, из которой ей уже не выбраться.
«Истинная магия не бывает ни черной, ни белой. Она, как все живое, хранит в себе любовь и жесткость одновременно»
Сколько раз нам, наверное, хотелось бы все поменять, особенно в подростковом возрасте, когда кажется, что все проблемы сродни концу света. Отомстить обидчикам и задирам, утереть нос тем, кто считает себя лучше и просто почувствовать себя смелее и свободнее. Но у любого заклинания есть жертвы и последствия. Во всем нужен баланс и равновесие и, если начинать уходить во мрак, то из него уже не так просто выбраться.
«Практическая магия»
(1998) реж. Гриффин Данн
Пойдем, займемся колдовством?
Но ведьмы — это не всегда только злобные колдуньи, которые наводят порчу и варят пахучие зелья в чугунных котлах, иногда это обычные люди со своими бытовыми проблемами, живущие среди нас. Картина Гриффина Данна «Практическая магия» (1998) повествует о сестрах Джиллиан (Сандра Буллок) и Салли (Николь Кидман), принадлежащих к колдовскому роду Оуэнс. Помимо волшебных способностей, по наследству всем женщинам семейства передается проклятие, сулящее трагический исход в любви. И как бы сильно они ни старались, удачи на амурном поприще ждать не приходится, каждого нового кавалера ждет трагическая кончина. Эксцентричные тетушки сестер — Френсис (Стокард Чэннинг) и Бриджет (Дайян Уист) с ранних лет предупреждали своих племянниц о том, что у любого колдовства всегда будут последствия, но иногда бывают такие моменты, когда правила приходится нарушать, чтобы защитить себя и свою семью.
Большой массивный особняк рода Оуэнс очень привлекает соседей, которые, несмотря на любопытство, опасаются навещать магический клан. Для многих эти вполне обычные на первый взгляд женщины — страшные и злобные колдуньи, с которыми лучше не связываться.
Салли — старшая и более рассудительная сестра, которая в надежде на то, чтобы обезопасить свое сердце загадывает образ мужчины, которого, как она думает, не существует в природе. Джиллиан же, напротив, чересчур влюбчива и неразборчива в своих связях, что приводит к плачевным последствиям. С помощью магии сестрам приходится разбираться с призраком буйного ухажера Джиллиан, который не намерен уходить, не получив желаемое.
Возможно, картину можно окрестить исключительно женским фильмом, так как все здесь вертится вокруг сестринской любви и солидарности дам по отношению друг к другу. Ведь даже соседки-домохозяйки, которые ранее обходили мистическое семейство стороной, приходят на помощь, чтобы спасти одну из жертв «абьюзивных» отношений.
Фильм располагает к просмотру своей уютной атмосферой и приятным саундтреком. Живописные пейзажи маленького городка любезно приглашают погрузиться в жизнь загадочных волшебниц. Они устраивают ночные вечеринки с распитием дурманящих коктейлей, рисуют пентаграммы взбитыми сливками на телах своих «жертв», влюбляются и разочаровываются, одним словом, просто живут.
Кидман в своем облике больше похожа на ведьму: рыжая и соблазнительная бестия, способная очаровать каждого, кто на нее посмотрит, в отличие от скромной героини Буллок — вдовы, воспитывающей двух дочерей и содержащей магазин с чудотворными мазями. Магия здесь показана как нечто естественное, что просто является способом решения проблем неудачных отношений. Лента вновь рассказывает о том, что у любого желания всегда будут последствия и женщине надо быть более избирательной в выборе партнера.
Часто волшебство находится среди нас и не обязательно носить остроконечную шляпу, чтобы суметь его разглядеть. Отчасти каждая женщина немного ведьма, и лучше ее не обижать, если не хочешь стать лишь горсткой пепла на ковре. Возможно, и у вас в доме завалялась старенькая метла, которая способна взмыть в воздух, стоит только в это поверить.
Иногда человек теряет какие-то ориентиры в жизни, и ему кажется, что, обращаясь за помощью к иным силам, он сможет обрести гармонию и найти душевный покой. Порой нам просто нужна надежда на то, что все будет хорошо и все проблемы рано или поздно отступят, надо лишь немного подождать. Магические ритуалы в реальности не всегда способны помочь, иногда они приносят и горечь разочарования, если полученный результат не соответствует ожиданиям. Нельзя полагаться только на судьбу и жить, следуя предсказаниям хрустального шара, но немного волшебства не помешает каждому из нас, главное, не забывать обращаться к свету, как сказал однажды один добрый и мудрый волшебник.
photo credit: Internet
© GREY CHIC MAGAZINE