23 мая 1838 года в городе Павловск близ царской резиденции была открыта конечная станция Царскосельской железной дороги — первой в Российской империи. Вокзал в Павловске стал уникальным явлением не только для нашей страны, но и для всего мира.
Ранее «воксалами» называли общественные места, где проходили балы, концерты и маскарады, по аналогии с общественным садом Vauxhall в пригороде Лондона. Но благодаря Павловскому вокзалу название прочно закрепилось именно за железной дорогой.
Еще во время планирования Царскосельской дороги австрийский инженер и строитель Франц фон Герстнер задумывался о том, как привлекать будущую публику и побудить ее пользоваться железной дорогой. Для решения этой задачи Герстнер решил открыть при станциях в Царском селе и Павловске специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках.
Вокзал в Павловске. Литография Карла Шульца по рисунку Иоганна Якоба Мейера. Конец 1840-х — начало 1850-х годов. Государственный Эрмитаж
16 марта 1836 г. Правлением общества Царскосельской железной дороги был объявлен конкурс на проект здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики». Из представленных вариантов выбрали проект архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, и уже к осени 1836 г. здание было готово. Оно состояло из круглой входной зоны, зала для обедов и концертов, двух небольших залов по сторонам, двух зимних садов. Во флигелях было устроено по 40 гостиничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугою. Здание опоясывала круглая галерея. Около вокзала находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра
В журнале «Северная пчела» от мая 1838 года можно найти открытое письмо популярного писателя первой половины XIX века Нестора Кукольника, адресованное композитору Михаилу Глинке: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных. Стол в воксале очень хорош уже теперь. <…> Прислуга многочисленная и в отличном порядке. Великолепная зала, с большим искусством расположенная… украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся уставлена столами, и снабжена двумя роскошными буфетами».
photo credit: internet
С первых же дней открытия вокзал, который сегодня назвали бы культурным кластером, стал местом притяжения петербуржцев. Благодаря постоянной музыкальной программе, балам и появившимся позже тематическим концертам он стал важным звеном в формировании культурной жизни и альтернативой практике аристократических приватных салонов.
Первым в Павловском вокзале выступал хор московских цыган под управлением Ильи Соколова. Однако вскоре музыкальная политика качнулась в сторону просвещения, и для выступлений стали приглашать европейских музыкантов. Так в 1839 году приехал со своим оркестром известный капельмейстер Йозеф Герман, который выступал в Павловске с перерывами вплоть до 1845 года. А в 1856 году был приглашен Иоганн Штраус-сын, который оставался дирижером десять (!) сезонов. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в первый же вечер выступления Штрауса «народу в Павловске была бездна», а «каждая сыгранная им пьеса возбуждала истинную бурю». В 1860-е годы «Северная пчела» делилась остротами, что Штраус «скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц его электромагнетического смычка».
В период концертов Штрауса в зале помещалось около 600-700 зрителей, а в последствии зал расширяли до 3000 мест. Это была грандиозная музыкальная площадка того времени. Центр культурной жизни Петербурга и России.
В 1878 году по проекту Николая Бенуа при Павловском вокзале был отстроен театр, в котором в летний сезон проводилось до тридцати драматических, оперных и балетных спектаклей.
В Павловском вокзале выступали многие известные дирижеры, солисты, музыканты, балерины, в том числе Федор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Матильда Кшесинская. А 7 июня 1914 года здесь состоялся вечер балерины Анны Павловой, ставший последним ее выступлением в России. Позже Павлова уедет на гастроли в Англию и уже никогда не вернется на родину. Пожалуй, не было ни одного значительного русского музыканта, который бы не имел отношения к этому волшебному месту посреди Павловских пейзажей.
photo credit: Retro View of Mankind's Habitat
К сожалению, Павловский вокзал был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. Но по воспоминаниям современников и сохранившимся изображениям можно представить насколько значимым культурным центром был Павловский вокзал для России XIX — начала XX века.
«В Павловском вокзале по будням, как известно и как все, по крайней мере, утверждают, публика собирается „избраннее“, чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают „всякие люди“ из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интимности. Знакомые,
все дачники, сходятся оглядывать друг друга. Многие исполняют это с истинным удовольствием и приходят только для этого; но есть и такие, которые ходят для одной музыки. Скандалы необыкновенно редки, хотя, однако же, бывают и в будни, но без этого ведь невозможно».
Федор Достоевский. «Идиот». 1869 год