При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

Музей-усадьба И. Е. Репина

Жизнь художника часто скрыта от посторонних, и потому особенно интересно узнавать о рутине творца, его личностных качествах и привычках. Такая возможность есть у петербуржцев — усадьба всемирно известного живописца Ильи Ефимовича Репина находится всего в часе езды от центра города. Сегодня «Пенаты» представляют собой музей, посетители которого могут не просто наведаться к художнику в гости, но увидеть, в какой обстановке создавались его картины, в очередной раз убедившись в гениальности мастера.

Дом Репина находился на территории Финляндии, так что фактически художник жил за границей. В 1918 году Ленин предоставил соседней стране независимость, и все жители, которые не эвакуировались из поселка Куоккола, считались вынужденными эмигрантами. Репин жил в доме вплоть до собственной смерти в 1930 году. Он был похоронен здесь же, на территории усадьбы. До 1939 года в доме творца находились его дети — Вера и Юрий. С началом Зимней войны финны попросили их эвакуироваться вглубь страны, уверяя, что это займет всего две недели. Однако в усадьбу они больше не вернулись.  После войны территория поселка Куоккола вновь отошла Советскому Союзу, а в конце 1939 года в репинский дом приехала Академия художеств, обнаружив его абсолютно целым. Здесь нашли множество картин и сохранившихся от прошлых хозяев вещей. В 1940 году был открыт музей, согласно завещанию Натальи Борисовны Нордман — владелицы дома и гражданской супруги Репина. Именно для нее художник и приобрел участок у финки Елены Репо. Он хотел скрыть от светского общества факт беременности возлюбленной, поэтому все девять месяцев она пробыла на вилле тайно. Более подробно этот период ее жизни описывается в книге Натальи Борисовны «Крест материнства». 

Избранница живописца была феминисткой и женщиной, не похожей на других. Она считала, что все люди должны иметь равные права, и потому в усадьбе не было прислуги. Чтобы известить о своем прибытии, жильцы дома должны были ударить в привезенный из Франции гонг. По воспоминаниям гостей, дом Репина был полон чудачества. Например, художник считал, что танцы усиливают аппетит, поэтому приходящие в усадьбу люди заходили под звуки граммофона. Будучи вегетарианцами, Наталья Борисовна и Илья Ефимович имели на кухне не только крутящийся стол — ноу-хау того времени, но и свод определенных правил, согласно которым необходимо принимать пищу. Те, кто их нарушал, взбирались на специальную трибуну и в качестве наказания произносили речи.

Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, все экспонаты и картины музея эвакуировали в Ленинград, где они хранились на протяжении четырех лет. В самом доме располагался финский штаб. Но в послевоенное время усадьбу все же пришлось восстанавливать, поскольку в 1944 году она была полностью разрушена и представляла собой руины — во время ожесточенных боев за освобождение Ленинграда в нее попал снаряд и случился пожар. Только в 1962 году музей открылся вновь. Из Академии перевезли хранившиеся в довоенном музее вещи и насытили пространство уникальными экспонатами, некогда принадлежавшими самому Репину. Несмотря на то что дом — это новодел, все его внутреннее убранство максимально близко к оригиналу. Благодаря фотографиям были восстановлены мемориальные комнаты.

На втором этаже усадьбы — стеклянная крыша и огромная мастерская, в которой Репину было удобно создавать большие полотна. Изначально дом был одноэтажный, но живописец надстроил себе еще один уровень, даже не используя чертежи. Появился не только рабочий кабинет, но и веранда. Он часто спал на ней — сон на свежем воздухе помогал ему в борьбе с болями в кисти. Вследствие большого количества работы у художника началась атрофия мышц правой руки. Поэтому, чтобы выздороветь, он не ел мясо и даже выкопал собственную артезианскую скважину, так как думал, что вода оттуда способна излечить недуг. Дожив до 86 лет, он умер от воспаления легких. Но до последнего момента продолжал писать потрясающие картины, выставляющиеся сегодня в музеях и галереях по всему миру.

Материал стал частью GREY CHIC Magazine №5

photograph: Юлия Геращенко

photocredit: архив GREY CHIC Magazine

© GREY CHIC MAGAZINE