СОФИЯ СПЕХОВА
До 30 октября Манеж Малого Эрмитажа открывает двери для всех, кто хочет познакомиться с коллекционером XX века — Сергеем Щукиным. 30 картин Анри Матисса, 40 — Пабло Пикассо, магия красок Клода Моне, буйство оттенков Сезанна и Гогена. И все это — 150 настоящих бриллиантов XX века, собранных в одном месте.
Щукины считаются одной из самых известных семей-коллекционеров в России. В их собраниях числятся драгоценные, а иногда уникальные произведения искусства со всего мира. Именно поэтому к личности Сергея Щукина кураторы проявляют интерес уже не первый раз. Как известно, выставка, посвященная выбору коллекционера, была показана в парижском Фонде Louis Vuitton в 2017 году и в Пушкинском музее в Москве в 2019 году.
Экспозиция в Эрмитаже имеет редкую ценность. Ее исключительность в том, что кураторы — Михаил Дединкин и Ольга Леонтьева — попытались реконструировать московский особняк Щукина. В выставочном зале им удалось «собрать» по архивным фотографиям Павла Орлова, сделанным в 1914 году, Розовую гостиную, Музыкальный салон, Большую столовую, Комнату Пикассо и Кабинет Сезанна. Особенно впечатляет видео, которое можно увидеть в конце: на слайдах — фотографии стен особняка с окрашенными в цвет экспозициями, представленными в Эрмитаже. Это позволяет оценить масштаб работы, проделанной кураторами в попытке реконструкции дома Щукина.
Фото: Павел Орлов, 1914 год. Музыкальный салон и Розовая гостиная
И пусть последовательность залов явно нарушена, и атмосфера Манежа Малого Эрмитажа совсем не та, что в особняке прошлого века, но увиденное приводит в восторг. Такие яркие впечатления связаны с попыткой точного позиционирования картин на стенах: они находятся достаточно близко друг другу, что непривычно для типичного «музейного» положения. Чтобы не потерять целостность, кураторы поместили черно-белые фотографии на место отсутствующих полотен. Эффект присутствия — так это называется в журналистике, что вполне уместно в данном случае.
Хотя распределение картин выглядит хаотичным и гармоничным одновременно, стоит отметить, почему оно все-таки такое. В 1911 году Анри Матисс, будучи в дружеских отношениях с Сергеем Щукиным, приехал к коллекционеру в Москву, чтобы обозначить расположение картин в особняке. Самое впечатляющее решение художника — поместить два больших знаменитых панно «Танец» и «Музыка» у большой лестницы, ведущей на второй этаж. На выставке же они установлены в конце, однако первым, во что, буквально, врезается взгляд посетителя при входе, — именно полотна Матисса.
Фото: Государственный Эрмитаж
Экспозиция начинается с Музыкального салона особняка. Сергея Щукина привлекала не только живопись, но и музыка. Поэтому в большом зале с украшенной лепкой нередко проводились концерты и музыкальные вечера. Художественным оформлением салона стали произведения Клода Моне, Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, а композиционным центром — «Дама в саду», она же — апогея окружающих ее пейзажей, вобравшая в себя гармоничное звучание оттенков и мазков. Затем идет Розовая гостиная с полотнами Анри Матисса, расположение которых полностью курировано самим художником. В этом зале творится настоящее безумие оттенков. По словам современников: и бледно-зеленые обои стен, и розовый плафоном, и вишневый ковер — все это смешивалось с яркими, контрастными цветами Матисса и объединялось в одну большую, пеструю картину.
Следом за Розовой гостиной — кабинет Сезанна и комната Пикассо. Их отличает небольшой размер и более плотное, вытесняющее расположение картин по отношению друг к другу. В какое-то время места для них уже не хватало, но это не остановило Сергея Ивановича: было принято решение разместить полотна на дверях, которыми перестали пользоваться. В комнате Пикассо 40 картин на 25 квадратных метров.
И если в этом маленьком помещении действительно все 40 работ одной кисти, то «кабинет Сезанна» — название условное; в нем можно также увидеть произведения Ван Гога, Анри Руссо, Огюста Ренуара, Андре Дерена, Эдгара Дега и Пюви де Шаванна. В Большой столовой расположился тот самый «иконостас» Гогена, который Эрмитажу удалось воссоздать в точности.
Фото: Государственный Эрмитаж. Большая столовая
Заключительными работами выставки становятся панно Анри Матисса. В письмах художнику Сергей Иванович отмечал с опасением: «Москва — это Азия» с намеком на то, что изображение обнаженных тел, еще и в таком масштабе, — действие рискованное и крайне резкое. Однако коллекционер оказался человеком смелым и принял решение поместить полотна именно там, где гости в первую очередь могли увидеть коллекцию Щукина — у лестницы, ведущей на второй этаж.
Фото: Государственный Эрмитаж. Комната Пикассо
Такой он — выбор Сергея Щукина: выразительный, неоднозначный, наглядно эволюционирующий. Однако вопрос о том, как человеку прошлого века удалось предугадать, каким будет современное искусство, — крайне интересный. Увидеть выставку Малого Эрмитажа стоит потому, что, возможно, это последняя попытка собрать коллекцию Сергея Ивановича: угасающее состояние сохранности некоторых экспонатов не позволит еще раз соединить 150 бриллиантов живописи XX века в одном месте.
I
photo credit: internet
© GREY CHIC MAGAZINE