При заказе товаров от 5.000₽ открытка в подарок и бесплатная доставка

9 октября-20 ноября в галерее современного искусства прошла выставка известного российского художника Хаима Сокола «Превращение как форма сопротивления». Рассказываем, почему на всех рисунках птицы, а в середине зала — труп человека.

ДВА АКТА: ВЫСТАВКА ХАИМА СОКОЛА

В ANNA NOVA ART GALLERY 

Галерея Anna Nova основана в 2005 году Анной Бариновой и сотрудничает с российскими и зарубежными художниками и кураторами, создающими новаторские проекты в области современного визуального творчества. Она обращается к наиболее значимыми идеям искусства XXI века, выраженным в различных направлениях: живопись, графика, скульптура, инсталляции, видеоарт и перформансы. 

 

Ранее в стенах галереи были представлены работы Ильи Федотова-Федорова, Ростова Тавасиева, Валерии Абендрот и других известных современных деятелей искусства. 

О ХУДОЖНИКЕ

 

Работы Хаима Сокола были представлены в Государственной Третьяковской галерее и Московском музее современного искусства «Гараж». В 2017 и 2018 годах он входил в российский рейтинг 49ART, представляющий выдающихся художников в возрасте до 50 лет. Сейчас работы автора находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея, Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Музее современного искусства PERMM, Stella Art Foundation, а также в частных зарубежных коллекциях. В своем творчестве Хаим Сокол часто обращается к теме отчуждения, истоки которой находятся в детстве художника — 11-летним мальчиком он оказался в еврейском гетто на территории оккупированной Украины.

БЕЛЫЙ КУБ И ОСОБНЯК ЛОПУХИНЫХ-НАРЫШКИНЫХ 

 

Главная особенность выставки — ее двухактность. В начале зритель попадает в стерильный белый куб в Anna Nova Art Gallery, а затем перемещается в общественное пространство «Третье место», где происходит второе действие внутри старинных интерьеров одного из самых необычных особняков Санкт-Петербурга. 

 

Движение выставки позволяет художнику окунуть свои работы в два совершенно разных пространства и показать, что они не зависят от внешнего — это всегда процесс внутренний, содержание и смысл. Также двухактность действия дает Хаиму возможность органически совместить прошлое с настоящим и вообще вырваться за временные рамки, создавая белое пространство, находящееся как бы вне истории. 

ФОРМА СОПРОТИВЛЕНИЯ

 

Проект Хаима Сокола посвящен трансмутациям и пограничным состояниям — между человеческим и животным, женским и мужским, одушевлённым и неодушевлённым. Художник стирает границу между животным и человеком, говоря, что в эпоху всеобщей уязвимости они могут оказаться бок о бок, поэтому должны поучиться друг у друга тактикам выживания и сопротивления. 

Входя в галерею, зритель не сразу понимает, где оказался — по всему пространству развешаны полотна со странными изображениями животных-людей, у стены находится экран с видео инсталляцией перформанса художника, надевшего птичью голову, а рядом висит странная «икона», напоминающая сказочные мотивы человека-птицы.

 

Но разгадка обращения художника к животным не так проста, как кажется. Многие думают, что все дело в его птичьей фамилии «Сокол», однако Хаим это полностью отрицает. Художник-иудей, поэтому образ птиц в его выставке связан прежде всего с этим. В первую очередь, в своем проекте он хотел рассказать зрителям о холокосте, жертвах политики исключения, жизни в гетто и суровой реальности его детства, поэтому одни из главных образов выставки являются трупы животных и замученных людей. 

Главным объектом второго зала стал ярко-розовый постамент с ржавой трубой и мертвой собакой, единственной навигацией по пути мысли автора служит небольшой текст, который зритель может прочитать по QR-коду.

 

Во всем пространстве преобладают розовый и зеленый оттенки. В первую очередь, это комплиментарное сочетание цветов, которое как бы создает ощущение ряби в глазах, вызывая желание отвернуться. Все постаменты для объектов выкрашены розовым цветом, и поначалу это кажется красочной картинкой. Однако, изучив инсталляцию, зритель понимает, что это только внешняя оболочка — внутри скрывается страшная картина боли и разочарования. 

 

На втором этаже выставочного пространства гости попадают в ярко-розовый лес, где ощущение «радужности» только усиливается. Посередине стены нарисовано дерево, на ветках которого сидят птицы. Но уже зайдя в комнату, зритель видит, что это вовсе не сказочное пространство. Посередине находится огромный труп человека-птицы — прообраз превращения как формы спасения и избавления. Но главным объектом здесь все же является не это — на белой стене едким черным грубым шрифтом написана фраза: «Оставьте мне мое молчание мое мычание мой говор мой акцент мой жаргон моих паразитов Заберите свое чистописание». Это некий вызов художника, желающего сохранить свою идентичность.

Двухактная мистерия продолжается в «Третьем месте», где те же образы попадают в совершенно другое пространство — старинный особняк с разрушенными стенами и фреской на потолке. Но они продолжают чувствовать себя органично, даже в сером оголенном пространстве. Только здесь автор меняет полотна, заменяя их тяжелыми коврами с традиционно русским узором. Птицы продолжают существовать на изображениях Хаима Сокола, но теперь они как бы становятся частью леса — узниками своей жизни.

 

«Если вы хотите понять, почему у меня человек превращается в птицу, посмотрите снимки людей в крайней стадии истощения», — говорит Хаим Сокол. Образ животного — форма прямого действия на зрителя, она выражает боль, тревогу, страх и стыд тех, кто является заложником обстоятельств и не имеет доступа к тому, для чего каждый может придумать собственное имя.

 

I

photo credit: Anna Nova Art Gallery

25 октября 2021

© GREY CHIC MAGAZINE